27 августа исполняется 150 лет со дня рождения американского писателя Теодора Драйзера. Как писал после смерти Теодора Драйзера публицист и критик Генри Менкен, писатель «был великим художником и ни один другой американец его поколения не оставил такого прекрасного и крепкого следа в нашей истории».
К юбилею писателя — небольшая подборка его произведений из фонда нашей библиотеки.
Американская трагедия (роман)
Клайд Грифитс, «средний молодой американец с типично американским взглядом на жизнь», племянник богатого ликургского фабриканта Сэмюэла Грифитса, стремящийся любой ценой утвердиться в высшем обществе, заводит роман с подругой своей кузины, 17-летней Сондрой Финчли, — богатой наследницей другого местного фабриканта, красивой, избалованной, самовлюбленной представительницей «золотой молодежи» города. Тяготясь продолжающейся любовной связью с простой фабричной работницей Робертой Олден, Клайд решает поставить точку в отношениях с нею одним ударом – который окажется роковым для него самого… «Американская трагедия» (1925) – основанная на реальных событиях криминально-судебная история, психологическая драма и одновременно суровая отповедь «американской мечте» – стала самым известным романом Теодора Драйзера и сюжетной основой нескольких художественных фильмов.
Гений (роман)
Герой романа «Гений», талантливый художник Юджин Витла, во многом сродни своему создателю — американскому писателю Теодору Драйзеру. Их сближают не только биографические совпадения, но и эстетические взгляды. Тернист путь Юджина к цели. Он обретает материальное благополучие и респектабельное положение в обществе ценой невосполнимых потерь. Но Юджин — сильная личность, он сумел не сломаться, пережив творческий и душевный кризис. Творческая личность, он находится в постоянном поиске и открывает для себя новую сферу — «великое искусство снов»…
Дженни Герхардт (роман)
Дженни Герхардт, наивная и мечтательная девушка, поступает на работу в гостиницу, чтобы помочь своей нуждающейся семье. Черная полоса суровых испытаний и лишений, казалось бы, заканчивается с появлением Лестера — наследника крупной промышленной компании. Однако семья Кейн не готова принять союз с девушкой не из их круга, и тогда перед Дженни встанет непростой выбор: поступиться собственным счастьем или пойти наперекор высшему свету…
Калхейн, человек основательный (рассказ)
Рассказ основан на опыте пребывания Теодора Драйзера в оздоровительном санатории, руководил которым бывший профессиональный борец по имени мистер Калхейн. Методы Калхейна весьма не стандартны, а порой попросту парадоксальны, но действенность последних заставляет людей самых разных профессий прибывать в знаменитое учреждение.
Оливия Бранд (рассказ)
Оливия Бранд — незаурядная женщина. Писатель создает обаятельный образ женщины, порвавшей с мужем, крупным лесопромышленником. Писатель показывает Оливию Бранд в развитии — провинциальная девушка из семьи профессора математики, правоверного баптиста, становится писательницей передовых взглядов и убеждений, он пишет и о ее легкомыслии, и о несогласии с некоторыми руководителями американского рабочего движения. Оливия Бранд обрисована всесторонне — это личность нового склада, это женщина по убеждению порывающая с предрассудками буржуазной морали и уходящая из буржуазной семьи.
Оливия Бранд воплощает представления Драйзера о месте художника в жизни. Новое эстетическое кредо Драйзера, его новый идеал писателя нашел воплощение в живом облике Оливии Бранд.
Оплот (роман)
В романе «Оплот», увидевшим свет уже после смерти автора, рассказана история трех поколений религиозной квакерской семьи. Столкновение суровых принципов с повседневной действительностью, конфликт отцов и детей, борьба любви и долга показаны Драйзером с потрясающей выразительностью и остротой. По словам самого автора, «Оплот» является для него произведением не менее значимым и личным, чем «Американская трагедия» и во многом отражает и дополняет этот великий роман.
Освобождение (рассказ)
У мистера Хеймекера больна жена. Врачи боятся делать прогнозы, ведь больная может как выздороветь, так и умереть. Все вокруг жалеют несчастного старика, ведь у него такая любящая, такая преданная и заботливая жена. И никто не знает истинные чувства нашего героя. А он раздираем противоречиями, ведь он несчастен, жену свою — ограниченного, душевно глухого человека — не любит, жалеет о женитьбе на ней, жалеет о бесцельно погубленной жизни. А с другой стороны, совесть покорного мягкотелого человека мучает его за глубинное желание смерти женщине, которая любила его как могла, заботилась, а по-другому просто не умела. Они не плохие, просто слишком разные, они могли бы быть счастливы с другими мужьями и женами, но их связало и 30 лет держало вместо общественное мнение, и не хватило сил пойти против него.
Сестра Керри (роман)
«Сестра Керри» — первый роман Теодора Драйзера, выпущенный на рубеже веков в 1900 году. Для мировой литературы этот роман стал одним из символов американского реализма: с неподдельной правдоподобностью Драйзер рисует картину провинциальной актрисы, ищущей счастья в большом городе… Как позже скажет сам автор, в «Сестре Керри» и в следующем, не менее реалистическом романе «Дженни Герхардт», он использовал события из жизни своих сестер.
Финансист (роман)
«Финансист» — первый роман из цикла «Трилогия желания» (второй и третий романы из этого цикла — «Титан» и «Стоик»). Главный герой трилогии — Фрэнк Каупервуд. В основу положена история жизни американского миллионера Чарльза Йеркса.
Драйзер показывает, как окружавшая Каупервуда финансово-экономическая среда уже с детства формирует в нём психологию коммерсанта и биржевого дилера, для которого все средства хороши, если они помогают достигнуть власти и богатства.
В «Трилогии желания» Драйзер обнажает жёсткую, хищническую природу Каупервуда, но в то же время любуется этим спекулянтом: Драйзера привлекает этот смелый финансовый гигант. Одна из важных функций образа Каупервуда в «Финансисте» — представить в концентрированной и открытой форме отсутствие этических сантиментов, нравственного принципа, что в той или иной степени присуще всем приведённым в романе финансовым тузам Филадельфии.
Цепи (рассказ)
Рассказ «Цепи» развертывается как внутренний монолог, перемежающийся краткими — в две-три фразы — описаниями поступков его героя. В нем прекрасно передана пустота внутреннего мира богача Гаррисона, которому все богатства не могут возместить чувства настоящей человеческой любви.