«Мир чтения подростков и молодежи Марий Эл»: итоги республиканского исследования

 

книги

Республиканская детско-юношеская библиотека им. В.Х.Колумба выступила организатором республиканского исследования «Мир чтения подростков и молодежи Марий Эл», которое было проведено в период с мая по декабрь 2019 года.

Цель исследования — изучение отношения подростков и молодежи к чтению, а также предпочтений среди форм работы библиотек по продвижению чтения.

Основные задачи исследования:

  • выявить ведущие мотивы обращения подростков и молодежи к книге и чтению;
  • определить место чтения в структуре досуга подростков и молодежи;
  • выявить жанровые предпочтения и репертуар читаемой литературы;
  • определить факторы, которые, по мнению подростков и молодежи, позитивно влияют на чтение их ровесников;
  • систематизировать данные о привлекательных для подростков и молодежи формах работы библиотек по продвижению чтения.

Программа исследования была разработана с учетом практико- ориентированных профессиональных изданий, подготовленных специалистами Российской государственной детской библиотеки и Российской государственной библиотеки для молодежи, а также опыта исследований по изучению чтения молодежи, организованных специалистами Юношеской библиотеки Республики Коми и Новосибирской областной юношеской библиотеки.

Методом исследования был выбран анкетный опрос. Исследовательский инструментарий (анкеты для подростков в возрасте от 11 до 14 лет; анкеты для молодежи в возрасте от 15 до 30 лет) был подготовлен с опорой на методологический и методический опыт и практические решения Л. С. Бахуриной и М. М. Самохиной – организаторов социологических исследований, проведенных Российской государственной библиотекой для молодежи.

Анкетирование среди подростков и молодежи Марий Эл было проведено на 25 базах исследования. Это детские библиотеки и детские отделы, центральные библиотеки и библиотеки-филиалы, Национальная библиотека им. С. Г. Чавайна, Республиканская детско-юношеская библиотека им. В.Х.Колумба, Марийский государственный университет (историко-филологический факультет). Зонами исследования стали Йошкар-Ола, Волжск, Козьмодемьянск, все муниципальные районы республики.

Отметим учреждения культуры, где было опрошено большое число респондентов. Это Моркинская ЦБС (84), ЦБС администрации Волжского района (62), Килемарская ЦБС (57), Советская ЦБС (50) и Волжская централизованная библиотечная система, г. Волжск (50). Республиканская детско-юношеская библиотека им. В.Х.Колумба выступила не только как организатор исследования, но и лидер по числу опрошенных подростков и молодежи (90).

Большую помощь в организации анкетирования оказал историко-филологический факультет Марийского государственного университета, где было опрошено наибольшее число молодых респондентов — 90 студентов.

В рамках исследования проведены два анкетных опроса: среди подростков и молодежи. Всего опрошено 850 человек.

Респондентами анкетного опроса «Мир чтения подростков Марий Эл» стали 366 школьников в возрасте от 11 до 14 лет, среди опрошенных 60% девочек и 40% мальчиков.

Респондентами анкетного опроса «Мир чтения молодежи Марий Эл» стали 484 человека, среди них 73% девушек и 27% юношей. По социальному положению более 80% опрошенных – это учащаяся молодежь: школьники, студенты вузов и колледжей.

Основные выводы

  1. В чтении художественной литературы у респондентов-подростков преобладает внешняя мотивация. Вместе с тем каждый третий ответивший подросток читает потому, что это ему «интересно и важно», то есть обладает высоким уровнем мотивации чтения. Более половины молодых респондентов имеет достаточно развитую мотивацию к чтению художественной литературы, проявляя к ней устойчивый, а также ситуативный интерес.
  2. Чтение занимает определенное место в структуре свободного времени опрошенных подростков и молодежи. У девушек наблюдается более высокий уровень мотивации чтения книг, чем у девочек, поэтому в досуговом пространстве девушек чтение занимает первое место, а у девочек-подростков — третье. У юношей преобладает внешняя мотивация чтения, в связи с этим чтение книг занимает четвертую позицию в структуре свободного времени (после таких занятий, как проводить время в Интернете, общаться с друзьями, гулять). У мальчиков-подростков чтение — на третьей позиции. Гендерные отличия в отношении структуры свободного времени особенно ярко проявляются у молодых респондентов: у девушек чтение – на первом месте, у юношей – на четвертом.
  3. Среди жанров и видов художественной литературы респондентов-подростков особенно привлекают приключения, меньше всего они интересуются современной зарубежной прозой. На первой строчке книжного рейтинга молодых респондентов – русская классика, на последней — русская литература советского периода. Имеются гендерные отличия в выборе книг: если девочек больше интересуют книги в жанре фэнтези, то мальчиков — книги о Великой Отечественной войне. Так, девушки отдают предпочтение русской классике и больше интересуются романами о любви. Любимый литературный жанр юношей – приключения. Молодым людям больше, чем девушкам, нравятся исторические романы и поэзия.
  4. Отношение респондентов к краеведческой литературе требует особого внимания.

Менее половины ответивших подростков и молодежи интересуются краеведческой литературой. Треть молодых респондентов и более трети респондентов-подростков не знают, какая краеведческая литература их интересует. В отличие от подростков среди молодых респондентов больше тех, кто вообще не интересуется краеведческой литературой.

Подростков в основном привлекают художественные произведения. Большинство респондентов-подростков среди запомнившихся авторов назвали имя основоположника марийской литературы – С. Г. Чавайна, на втором месте по числу упоминаний – народный поэт С. Вишневский, на третьем – драматурги М. Шкетан и О. Шабдар.

Менее трети молодых респондентов проявляют интерес к художественной литературе, и лишь каждый восьмой ответивший – к литературе по истории, географии, экологии родного края и этнографии. Среди писателей Марий Эл молодежь чаще других авторов называет имя А. С. Крупнякова, на втором месте по числу упоминаний – С. Г. Чавайн, на третьем – К. Васин, Й. Кырля, М. Рыбаков, О. А. Старикова.

Целый пласт знаний по истории, культуре и литературе родного края остается вне поля зрения подростков и молодежи. Вместе с тем они назвали писателей и поэтов Марий Эл, чьи имена и творчество библиотеки популяризируют в рамках акций и конкурсов. Это А. С. Крупняков, С. Г. Чавайн, В. Х. Колумб.

Анализ ответов респондентов подтвердил необходимость активизации работы по литературному краеведению, совершенствованию краеведческой деятельности, направленной на формирование устойчивого интереса нового поколения читателей к истории и современности, литературе и культуре Марийского края.

  1. Подростки и молодежь считают, что значительное влияние на читательскую деятельность их ровесников могут оказать увлеченные чтением друзья, семья, учителя и преподаватели. Респонденты недооценивают возможности библиотекарей позитивно повлиять на ситуацию с чтением подростков и молодежи. Новое поколение читателей отдает предпочтение современным гуманитарным и цифровым технологиям представления информации о книгах и чтении.
  2. Подростки и молодежь, принявшие участие в опросах, предпочитают печатные книги и считают, что хороший книжный фонд – лучшее, что может предложить библиотека, чтобы повысить интерес ровесников к чтению.

В выборе форм продвижения чтения наблюдаются гендерные особенности. Среди форм работы, которые могут повысить интерес подростков к чтению, девочки выделили читательские клубы, где обсуждают литературно-художественные произведения. Девочкам больше, чем мальчикам, нравятся литературные интернет-викторины. В свою очередь, мальчики отдают предпочтение видеообзорам книжных новинок. Мальчикам больше, чем девочкам, нравятся литературные акции, чемпионаты по чтению, поэтические состязания, творческие конкурсы, обзоры (подборки) литературы на сайте, группе библиотеки в сети «ВКонтакте», презентации художественных и научно-популярных книг «Читатель советует читателю».

Молодые читатели проявляют высокий интерес к диалоговым и дискуссионным формам представления информации о книгах, к обзорам литературы, подготовленным на основе современных информационных технологий и доступным в сети Интернет. Наиболее популярны у девушек читательские клубы, где обсуждают художественные произведения, у юношей – видеообзоры книжных новинок.

Основные итоги анкетных опросов подростков и молодежи представлены в презентациях в формате pdf, которые будут полезны библиотекарям республики в работе по продвижению чтения.

Мир чтения подростков Марий Эл

Мир чтения молодежи Марий Эл


^
НАВЕРХ
ВНИЗ
v