Кольцо блокады замкнулось 8 сентября 1941 года, когда солдаты Вермахта взяли под контроль исток Невы и заблокировали Ленинград с суши. В блокированном городе оказалось более 2,5 миллионов жителей, в том числе 400 тысяч детей. Из-за систематических обстрелов эвакуироваться удалось далеко не всем. Буквально с первых дней блокады были введены продовольственные карточки и военная цензура. Школы перестали работать. На город обрушился страшный голод. В булочные, где выдавался ежедневный паёк — 250 грамм хлеба на рабочую карточку и 125 грамм — на карточку служащего, детскую и иждивенческую — были огромные очереди.
С первых дней блокады своё опасное и героическое дело начала Дорога Жизни — летом водный, а зимой — ледовый путь, проложенный по Ладожскому озеру. Уничтожить ее немцы стремились постоянно, но благодаря мужеству и силе духа ленинградцев Дорога Жизни жила сама и дарила жизнь городу. После коренного перелома в 1943 году, советские войска готовились к освобождению города.
14 января 1944 года в ходе общего наступления советских войск началась заключительная операция по снятию блокады Ленинграда. 18 января 1943 года силами Ленинградского и Волховского фронтов блокада была прорвана, а 27 января 1944 года – снята окончательно.
За годы блокады погибло, по разным данным, от 400 тысяч до 1,5 миллионов человек. Огромный ущерб был нанесён историческим зданиям и памятникам Ленинграда. Подвиг защитников города был высоко оценен: медалью «За оборону Ленинграда» было награждено около 1,5 миллиона человек. За массовый героизм, стойкость и мужество, проявленные защитниками блокадного Ленинграда, 8 мая 1965 года городу была присвоена высшая степень отличия — звание «Город-герой».
В честь Дня воинской славы России предлагаем Вам подборку художественных произведений о блокаде Ленинграда из фонда нашей библиотеки.АДАМОВИЧ, А.М., ГРАНИН, Д.А. «БЛОКАДНАЯ КНИГА»
«Блокадная книга» — это суровая книга воспоминаний и рассказов людей о муках осажденного фашистами Ленинграда. Книга составлена из воспоминаний и дневников нескольких сотен человек, которых опрашивали писатели Адамович и Гранин, а потом создавали своё произведение. Эта книга о героизме, но героизме «внутрисемейном, внутриквартирном», книга о пределах человека и его духовной силе, которая помогла многим людям пережить испытания голодом, холодом и обстрелами.
ДУБРОВИН, В.Б. «МАЛЬЧИШКИ В СОРОК ПЕРВОМ»
Какой мальчишка не мечтает побывать на поле боя? Тем более если вчера началась самая настоящая война! Вот и Вовка с Женькой совершенно серьёзно решили отправиться в армию. Кто бы мог подумать, что до настоящих бойцов им ещё расти и расти! И, конечно, друзья и представить себе не могли, что в Ленинграде, окружённом кольцом блокады, будет ничуть не легче, чем на передовой. Теперь на счету каждый грамм хлеба, а совсем рядом, за озером, куда раньше по выходным ребята ходили купаться и загорать, — линия фронта. Так для мальчишек наступает время попрощаться с беззаботным детством, пережить совсем недетские трудности и – повзрослеть.
ВЕРЕЙСКАЯ, Е.Н. «ТРИ ДЕВОЧКИ»
Произведение поднимает «детскую» тему в годы блокады и состоит из двух частей. Первая, довоенная, знакомит с главными героинями — подружками Наташей, Катей и Люсей, а также с жильцами большой и дружной коммунальной квартиры. Вторая — показывает, как герои переживают суровые испытания блокады Ленинграда, когда каждый из членов семьи в первую очередь заботится о других, старается помочь и поддержать.
ВОСКОБОЙНИКОВ, В.М. «ДЕВЯТЬСОТ ДНЕЙ МУЖЕСТВА»
В этой повести блокада Ленинграда показана на примере жизни одной семьи — от первого дня войны до салюта в честь снятия блокады. В сюжет органично вписываются документальные факты и истории: про летчика Севостьянова, именем которого потом была названа улица; про Таню Савичеву; про Максима Твердохлеба; про потерявшегося мальчика Алешу; и про двух братьев, которые боролись каждый на своей стороне за общую Победу.
ГЕРМАН, Ю.П. «ВОТ КАК ЭТО БЫЛО»
«Вот как это было» — это трогательная, по-детски непосредственная повесть о блокадных днях, таких, какими их видит маленький Миша, оставшийся вместе с родителями в осажденном Ленинграде, не только раскрывает перед читателем приметы времени и рассказывает, «как это было», но и учит быть сильным: ведь не каждый день болеешь «очень милой скарлатиной» или пробуешь ходить с костылём, потому что у тебя — осколочное ранение…
ЖУКОВСКАЯ, Е.А. «ШКОЛА МЕНЯЕТ АДРЕС»
Данная повесть, рассказывающая о жизни ребят во время блокады Ленинграда, связана общими героями. Автор книги, Евгения Жуковская, была участником обороны Ленинграда. Первый рассказ этой книги был написан ею еще в осаждённом городе и основан на реальных событиях. А радио в блокадном Ленинграде передавало этот рассказ в эфире через несколько дней после описанного в нём события.
КАРАСЕВА, В.Е. «МАЛЕНЬКИЕ ЛЕНИНГРАДЦЫ»
Издание содержит рассказы о маленьких ленинградцах, которые во время блокады, помогали взрослым защищать город от врагов: они научились гасить зажигательные бомбы, следили, чтобы окна были затемнены, помогали отводить в бомбоубежище малышей, ухаживали за стариками, в трескучий мороз ходили к проруби за водой… Автор книги — Вера Евгеньевна Карасева – не понаслышке знает о стойкости и мужественности, ведь она и сама пережила блокаду…
НИКОЛЬСКАЯ, Л.Д. «ДОЛЖНА ОСТАТЬСЯ ЖИВОЙ»
Действие повести происходит на протяжении одного, самого страшного, месяца блокады Ленинграда — декабря 1941 года. Обыкновенная ленинградская девочка проявляет подлинное мужество, переживает трагические моменты, проходит настоящие приключения, помогая добру в его борьбе со злом. Несмотря на трагизм ситуации, повесть наполнена светлым оптимизмом.
КАРАСЕВА, В.Е. «ТАК И БЫЛО»
Книга рассказов посвящена детям блокады, которые оставались детьми, несмотря на выпавшие на их долю лишения и тяготы. Они помогали младшим, поддерживали взрослых, спасали друг друга, надеялись на чудо. И чудо иногда стучалось в их дверь. Находилась еда. В дом приносили вязанку дров. Увеличивался хлебный паёк. В Новый год приезжал Дед Мороз и дарил подарок. А крапивы вырастало столько, что хватило бы на тысячу борщей…