Гражданско-правовое просвещение является одним из приоритетных направлений деятельности Республиканской юношеской библиотеки им. В.Х. Колумба. Для эффективного выполнения своей миссии — содействия социализации молодежи — сотрудники библиотеки используют инновационные формы работы. К их числу можно отнести занятия творческой лаборатории, проходящие в РЮБ, где собираются библиотекари со всей республики, которые заинтересованы в воспитании юных граждан. Но чтобы слова о праве, государстве, гражданском долге дошли до сознания молодежи, нужен труд многих специалистов. В 2005 г. сотрудникам центральных районных библиотек была предоставлена возможность встретиться в РЮБ с членами Центральной избирательной комиссии РМЭ и получить информацию, необходимую для их собственной программно-проектной деятельности. Когда в Республике Марий Эл был объявлен конкурс библиотечных инициатив по повышению гражданско-правовой культуры молодежи, юношеская библиотека выступила партнером Центризбиркома РМЭ и Министерства культуры, печати и по делам национальностей РМЭ, взяв на себя ответственность за организацию конкурса. Рассматривая его как дополнительную возможность для библиотечного сообщества республики повысить интерес и к себе, и к молодежи, РЮБ обеспечила методическое руководство проведением конкурса. Организационно-методическая деятельность складывалась из следующих этапов:
- составление Положения о республиканском конкурсе и распространение его среди 17 централизованных библиотечных систем;
- консультирование специалистов ЦБС;
- анализ 46 конкурсных работ, представленных библиотеками-участницами, в том числе справок о гражданско-правовом просвещении юношества, проектов, программ, а также издательской продукции библиотек;
- участие в экспертной группе, выполнявшей функции жюри;
- подготовка и проведение церемонии награждения победителей конкурса.
Необходимо отметить, что республиканский конкурс проводился в период подготовки к выборам в представительные органы городских, сельских поселений, которые состоялись 9 октября 2005 г. Мероприятия, проводимые библиотеками для юношества, способствовали повышению гражданской активности избирателей.
Какие же требования предъявлялись к справкам, представленным на конкурс? Прежде всего, это описание системы гражданско-правового просвещения молодежи в библиотеке, применяемых инновационных форм и методов библиотечной работы с молодыми избирателями.
Рассмотрев конкурсные материалы, жюри определило победителей среди центральных библиотек и библиотек-филиалов. Лучшими были признаны Сернурская, Звениговская центральные библиотеки, Советская центральная библиотека им. А. Крупнякова, а также Руэмская сельская модельная библиотека Медведевской ЦБС и Шелангерская библиотека-филиал Зве-ниговской ЦБС.
Анализ конкурсных материалов показал, что библиотеки республики в своей деятельности по гражданско-правовому просвещению молодежи активно используют собственные целевые программы и проекты, библиотечные инициативы находят поддержку у территориальных избирательных комиссий, отделов по делам молодежи администраций районов, у учителей и учащихся школ.
Церемония награждения библиотек-победителей подтвердила общественную значимость республиканского конкурса по повышению гражданско-правовой культуры молодежи: перед библиотечными специалистами выступили не только его инициаторы и организаторы, но и представитель исполкома партии «Единая Россия». Библиотекам-победителям были вручены ценные призы от Центризбиркома, позволившие улучшить их материальную базу. Деятельность РЮБ по организации конкурса получила поддержку библиотечной общественности: Национальная библиотека им. С.Г. Чавайна, научные библиотеки Марийского государственного университета и Марийского государственного педагогического института им. Н.К. Крупской на церемонии награждения выступили в качестве спонсоров, вручив поощрительные призы библиотекам-филиалам.
Освещение в республиканских СМИ деятельности юношеской библиотеки по организации конкурса способствовало укреплению ее позитивного имиджа в сознании общественности: РЮБ продемонстрировала
эффективность социального партнерства в реализации государственной молодежной политики.
Как известно, аполитичность современной российской молодежи и ее слабое участие в выборах органов власти являются серьезными общественными проблемами. От знания молодыми программ политических лидеров, партий, движений, а также умения осмысливать политические события, активной гражданской позиции в определенной мере зависит исход парламентских и президентских выборов, которые ожидают нашу страну в 2007 и 2008 гг. Актуальность гражданско-правового просвещения будущих избирателей очевидна, как и необходимость применять в этом направлении новые подходы и формы библиотечной работы.
Позиционируя себя как центр по проблемам молодежи, РЮБ им. В.Х. Колумба не только организационно и методически обеспечила республиканский конкурс, но и стала его лидером: библиотекой была реализована программа «Сделай свой выбор», призванная помочь юношеству и молодежи разобраться в вопросах избирательного права. В работе над проектом принимались во внимание следующие аспекты:
— об избирательном праве нужно говорить профессионально, увлекательно и доступно, использовать такие формы для просвещения молодых людей, которые не оставят их равнодушными;
— необходимо привлечь внимание молодежи к основам демократии, так как она слабо знает, что такое свобода, личность, правовое государство;
— юношеская библиотека должна стать посредником между испытывающими потребность в правовых знаниях молодыми людьми и организациями, занимающимися профессионально распространением знаний.
Целью данной программы было обеспечение информационно-библиографической и просветительской деятельности по вопросам избирательного права; ее основные задачи — содействие формированию правовой культуры молодых избирателей, воспитание подрастающего поколения с активной жизненной позицией. Реализация программы проходила в три этапа.
Первый этап — исследовательский предполагал изучение проблемы. Был проведен анкетный опрос среди читателей РЮБ — учащихся образовательных учреждений г. Йошкар-Олы для выявления уровня их информированности по вопросам, связанным с избирательным процессом. Осуществлялась также работа по созданию электронной БД, ведению, пополнению и редакции картотеки «Твои права, подросток».
Второй этап — организационный; в этот период была создана инициативная группа по реализации программы, осуществлена методическая помощь библиотекам республики, принявшим участие в конкурсе, проанализирован фонд РЮБ, определены пути улучшения его качественного состава, выбраны формы массовой и групповой работы с подростками и молодежью, подготовлены необходимые методические рекомендации для сотрудников юношеской библиотеки.
Третий этап — деятельностный; в реализации программы приняли участие члены Центризбиркома, педагоги, молодежь республики. На развитие гражданской активности юношества были направлены конкурсные мероприятия, идею которых поэтически выразила заведующая абонементом Е. Муралева:
Сделай свой выбор
в пользу страны,
Проголосуй,
будь отважен.
Пусть и впервые
это сделаешь ты,
Но голос твой
Родине важен.
Мероприятия РЮБ по программе «Сделай свой выбор» отличались содержательностью и разнообразием форм. Они включали:
- цикл выставок изданий о политических партиях, движениях, их лидерах «Учись применять закон»;
- правовой ринг «Знаешь ли ты избирательное право?»;
- свободный микрофон «Сограждане»;
- индивидуальное консультирование учителей и педагогов-организаторов, работающих с юношеством;
- «круглый стол» по теме «Роль библиотек в повышении правовой культуры молодых избирателей».
Специалисты РЮБ отдали предпочтение диалоговым формам, так как ставили перед собой задачи организации наиболее полного доступа юношества к информации о выборах, воспитания у подростков и молодежи установок толерантного сознания. Встречи за «круглым столом» и у «свободного микрофона» были призваны дать возможность молодым людям познакомиться с позицией Центризбиркома по вопросам организации избирательного процесса, представлениями политических партий, общественных движений о путях реализации молодежной политики, принять участие в обсуждении общественных проблем.
Для третьего этапа реализации программы характерна также активная издательская деятельность юношеской библиотеки, продукция которой — дайджест сценариев по правовому просвещению «Уроки Фемиды», буклет «Словарь молодого избирателя», список литературы «Выборы и избирательное право» — была востребована педагогами, заинтересованными в гражданском воспитании юношества.
Работа по программе «Сделай свой выбор» стала для сотрудников библиотеки своеобразной школой по повышению профессионального мастерства в области избирательного права. Для определения инновационной стратегии своего поведения в информационном и социокультурном пространствах, РЮБ, опираясь на опыт библиотечной социологии, обратилась к изучению такой актуальной темы, как отношение молодежи к участию в выборах при формировании органов власти. В целях получения информации о политической ориентации молодежи, а также ее потребностей в библиотечных услугах во время избирательных кампаний, среди читателей юношеской библиотеки был проведен анкетный опрос по диспропорциональной выборке, необходимой с учетом предмета и цели исследования.
В анкетировании приняли участие 50 человек в возрасте от 15 до 22 лет, среди них — 18 юношей (36%) и 32 девушки (64%). Вниманию участников опроса была предложена анкета, содержащая 10 вопросов, основной блок которых был направлен на выявление уровня информированности молодежи, ее ценностных позиций и установок по отношению к участию в выборах органов власти. Для выявления предпочтений пользователей в анкету был включен вопрос-меню об услугах, предлагаемых библиотекой в период избирательных кампаний. По способу получения информации опрос совместил структурированный и стандартизированный подходы.
Анализ результатов опроса позволил усовершенствовать исследовательский инструментарий: увеличить число вопросов анкеты, упростить формулировки открытых вопросов, изменить количество вариантов ответа в закрытых вопросах. Опрос, имевший пилотажный характер, явился необходимым этапом для дальнейшего изучения отношения молодежи к участию в выборах, ее потребностей в информации по вопросам избирательного процесса.
Для создания системы воспитания гражданственности средствами библиотеки важными представляются ответы респондентов на вопрос: «Какие из предлагаемых библиотекой форм получения информации о выборах Вам интересны?». От числа ответивших 32% выбрали вариант «встречи с представителями Центральной избирательной комиссии РМЭ», 24% отметили вариант «книжные выставки, информационные стенды», 20% респондентов наиболее интересны обзоры правовой литературы, 14% опрошенных привлекают интерактивные игровые программы, 10% респондентов выбрали две и более из предложенных библиотечных услуг.
Следует отметить, что вариант «встречи с представителями Центризбиркома РМЭ» вызвал наибольший интерес как у юношей (33,3%), так и у девушек (31,2%), наименьший интерес как юноши (11,1%), так и девушки (15,6%) проявили к интерактивным игровым программам. 22,2% юношей и 18,7% девушек проявили интерес к обзорам правовой литературы. Согласно ответам респондентов, юноши более ориентированы на восприятие информации о выборах, подготовленной библиотечными специалистами. 16,7% юношей и 28,1% девушек интересуются книжными выставками, информационными стендами. Данные опроса свидетельствуют о том, что девушки более ориентированы на самостоятельный поиск информации о выборах.
Наблюдалась следующая зависимость интереса к формам информации о выборах и возрастом респондентов: наибольший интерес к встречам с членами Центральной избирательной комиссии РМЭ проявили 18-22-летние (40%) и 16-летние(38,9%) опрошенные, к книжным выставкам, информационным стендам — 15-летние участники опроса(33,3%), к обзорам право вой литературы — 17-летние опрошенные (50%), к интерактивным игровым программам — 18-22-летние респонденты (20%). Необходимо отметить, что 30% 18-22-летних опрошенных отдали предпочтение двум источникам информации о выборах: и книжным выставкам, информационным стендам и обзорам правовой литературы. Эту возрастную группу волнует надежность получаемых знаний, она испытывает потребность в более полном доступе к информации.
Данные ответов на основной блок вопросов анкеты подтвердили, что политика не является приоритетной сферой интересов юных читателей библиотеки, но понимание значимости парламентских выборов и намерение участвовать в выборах Президента России у большинства респондентов свидетельствуют о значительном потенциале политической активности молодежи.
Как показал анкетный опрос, пользователи библиотеки испытывали трудности в определении своей позиции по вопросам, касающимся политической сферы общества, имели недостаточное представление о политических партиях и общественных движениях, действующих в Республике Марий Эл. Информационные услуги, предлагаемые РЮБ, востребованы пользователями. Информация, полученная в ходе анкетного опроса, имела для юношеской библиотеки практическое значение, позволила усовершенствовать работу по гражданско-правовому просвещению молодежи с учетом ее потребностей.
Благодаря успешной реализации программы «Сделай свой выбор» РЮБ им. В.Х. Колумба продолжит свое сотрудничество с Центральной избирательной комиссией РМЭ в 2006 г. и приступит к новому совместному проекту — созданию Клуба молодых избирателей. Оказывая методическую помощь библиотекарям республики по вопросам гражданско-правового просвещения юношества, библиотека утверждает ценность активной гражданской позиции, сущность которой отражают строки стихотворения Е. Муралевой:
Библиотеки, вы труд свой вершите
Во благо страны и во имя ее.
Праву и выбору юных учите,
Вы в жизни России — золотое звено.
Юношеские библиотеки России: Информ. вест. / Рос. гос. юнош. б-ка.- Вып. 3 (38).- М., 2006.- 127 с.