РУССКИЙМАРЛА КАРТА САЙТА

Жаботинская Т.А. Связующая нить

С введением в программу общеобразовательных школ и других учебных заведений Республики Марий Эл предмета «История и культура марийского народа» в Республиканскую юношескую библиотеку им. В.Х. Колумба все чаще обращаются за консультационно-методической и библиографической помощью учащиеся, студенты, преподаватели.
Ощущается острый дефицит информации о культуре народов, населяющих республику. Молодежь зачастую не знает истории и культуры своего народа, истории и культуры того места, где она живет. Традиции, если их не поддерживать, со временем теряются, теряются язык и культура. В связи с удовлетворением информационных потребностей молодежи по вопросам этнокультуры и межнационального общения, возникает и такая проблема, как форма подачи материала. Сегодня, в век электронных технологий, молодых не устраивают уже привычные формы учебы, они «требуют» новых подходов. Поэтому РЮБ разработала проект «Связующая нить», направленный на создание открытой творческой лаборатории (ОТЛ) для учащихся старших классов школ, профессионально-технических училищ и студентов техникумов.

Республика Марий Эл — многонациональная республика. Знать историю и культуру своего народа — естественная потребность и долг каждого человека. Знать культуру, историю, обычаи и традиции родственных народов и народов, населяющих республику, в которой живешь, — путь к взаимопониманию, уважению, миру и согласию наций. Именно эту цель преследует проект «Связующая нить». В задачи проекта входило углубление и обогащение знаний по этнокультуре и межнациональным отношениям, расширение кругозора читателей в вопросах социокультурного уровня развития республики, упрочение творческих контактов со школами, лицеями, училищами, техникумами г. Йошкар-Олы, укрепление партнерских связей.
РЮБ свыше 20 лет ведет целенаправленную работу по краеведению. Создана хорошая база, накоплен значительный опыт. Несколько лет библиотека работала по программе «Я живу в Марий Эл». Однако ее рамки оказались несколько ограничены, так как она сводилась главным образом к пропаганде национальной марийской литературы, культуры и искусства. Проект «Связующая нить» предполагает разработку инноваций в сфере культуры, он призван способствовать освоению культур народов, проживающих в республике, созданию гармонии в культурном развитии республики.
На первом этапе реализации проекта был проанализирован фонд библиотеки. Необходимо было точно знать, какие книги мы можем рекомендовать читателям. Оказалось, что при достаточно богатом и разнообразной фонде по краеведению (фонотека национальных мелодий и песен, произведения марийских композиторов, аудио-, видеоматериал, книги о художниках, иллюстрации, пьесы, литература по истории образования театров) остро недостает книг, видео- и аудиоматериалов по истории и культуре других народов, населяющих республику. Неоценимую помощь нам оказали сотрудники Гостелерадио Республики Марий Эл, предоставив видеокассеты с записями фольклорных праздников («Пеледыш пайрем», «Сабантуй», «Русская березка»), видеофильмы о республике, аудиокассеты с записями песен на марийском, чувашском, татарском языках. В ходе выполнения проекта краеведческий фонд пополнился книгами на языках финно-угорской группы. В основном это подарки от ученых, писателей, литературоведов республики.
Следующий этап работы предусматривал реализацию плана основных мероприятий. Мы поняли, что резервы, сокрытые в этой интересной и крайне важной теме, огромны. Каждое занятие творческой лаборатории для читателей библиотеки являлось праздником. В школы и профтехучилища разослали информацию о создании ОТЛ и план намеченных акций. За неделю до проведения конкретного мероприятия с помощью телефонных звонков составили план-график его посещения в библиотеке. Причем, если сначала число участников было сравнительно небольшим, то в последующем оно заметно возросло (занятия ОТЛ может посетить каждый желающий), и одно мероприятие повторялось до 5 раз. Все занятия проходили на базе библиотеки, к их проведению мы подключили и другие организации республики: Союз писателей, Театр юного зрителя, Национальный музей, Научно-исследовательский институт.
Конечно, первыми откликнулись те, кто сотрудничает с нами давно. Учащиеся профлицея № 16, школы-гимназии № 26 стали первыми участниками открытой творческой лаборатории.
«Погружение» в поставленную проблему и ее обсуждение было достигнуто с помощью серии информационно-познавательных часов «Тихая Родина».
Республика располагает большим культурным потенциалом. К счастью, учреждения культуры и искусства действуют не изолированно друг от друга. Именно это обстоятельство позволило провести для участников ОТЛ цикл встреч с интересными людьми. Встречи способствовали налаживанию диалога между молодежью и писателями, артистами, композиторами, художниками республики. Таким образом происходила передача, отражение и развитие юными читателями того культурного потенциала, который они получили на данных встречах. З.М. Дудина, известная поэтесса, лауреат международной литературной премии им. А. Кастрена в Финляндии, актеры ТЮЗа, композитор А. Незнакин и другие деятели культуры, литературы и искусства республики с удовольствием приняли наши предложения выступить перед ребятами. Особый интерес проявили участники ОТЛ при подготовке позна-1 вательного шоу-подиума «Поэзия марийского костюма». В рамках этого мероприятия прозвучал яркий рассказ директора Национального музея М.Б. Матуковой об истории марийского костюма, а затем сами участники ОТЛ представили костюм, сделав своеобразную презентацию марийской культуры.
Материалы по вопросам этнокультурных и межнациональных отношений были широко представлены на книжно-иллюстративных выставках: «Земли родной минувшая судьба», «Лесная симфония», «Ты ведь тоже Россия, край марийский, родной». Выставки содействовали более глубокому осмыслению культурного наследия и потенциала нашей республики. Этому способствовало также проведение тренингов. Один из них представлял собой деловую игру по вопросам межнационального взаимодействия, а другой позволил участникам творческой лаборатории ознакомиться с популярной ныне проблемой — социально-культурным проектированием. В результате двух названных тренингов стало возможным провести диагностику крос-скультурного состояния в республике Марий Эл и использовать проектную методологию для оформления идей с целью дальнейшего совершенствования работы творческой лаборатории.
В рамках проекта состоялась презентация рекомендательного указателя литературы «Давайте жить дружно», который объединил книги и статьи из периодических изданий за последние три года, в которых отражена проблема межнационального, межэтнического общения, методические и практические материалы по
воспитанию толерантного создания. Указатель разослан в центральные библиотеки и отделы по делам молодежи, школы города и республики. В октябре в республике проходили Дни родственных народов. Участники творческой лаборатории стали активными помощниками при проведении недели книги «Финно-угорский мир и дух». Они читали стихи на финском, эстонском, марийском языках на вечере «Хоровод братства». Сотрудники библиотеки и актив ОТЛ провели игру-викторину «Путешествие по финно-угорскому миру» и обзор финно-угорских книг. При закрытии недели поэтесса Зоя Дудина произнесла прекрасные слова: «Далеки между собой наши края: Венгрия и Эстония, Финляндия и Марий Эл. Но для дружбы нет слова «расстояние». Наши ладони и через тысячи миль скреплены крепким рукопожатием, в котором доверие, понимание и верность являются символом неотъемлемой части финно-угорского сообщества».
Первоначально проект был рассчитан на один год, но в процессе реализации его рамки расширились во временном, количественном и содержательном отношениях. В 2004 г. планируется разработать и открыть страничку в интернете по деятельности ОТЛ с полным перечнем проводимых мероприятий и разработок к ним. Мы намечаем продолжать этот проект и вывести его на уровень ежегодной программы. Уже сейчас поступило предложение включить в состав участников ОТЛ группу студентов факультета «Регионоведение» Марийского государственного университета.
ОТЛ еще раз убедил нас в том, что работу с молодежью необходимо позиционировать. Мы можем реально помочь тому, чтобы чтение национальной книги становилось потребностью, чтобы книга нашими юными читателями читалась не «по заданию», а по велению души. Это именно та почва, на которой будет произрастать любовь к своей «малой Родине», к нашей необъятной стране. Суть проекта эмоционально выразила в своем стихотворении библиотекарь отдела искусств Елена Муралева:

Как древо пьет корнями сок,
Из почвы к кроне жизнь качая,
Так ищет человек исток,
Своей истории не зная.
Но древо корни бережет
И знает: в них — судьбы основа
И только с ними ствол растет
И семя жизнь кидает снова.
А мы корней порой стыдимся.
Не помним расу, племя, род.
«Толпой» зовемся, и гордимся,
И забываем: «Мы народ!».
Народ земли, ее мы дети,
Мы в хороводе братском все.
И наше солнце всем нам светит —
Живущим в мире на земле!

Т.А. ЖАБОТИНСКАЯ, директор РЮБ им. В.Х. Колумба
Республики Марий Эл

Юношеские библиотеки России: Информ вестник. Вып. 2(29) / Рос. гос. юнош. б-ка. —   М., 2004.- 119 с.