РУССКИЙМАРЛА КАРТА САЙТА

5 сентября — 205 лет со дня рождения Алексея Константиновича Толстого

 

Ровно 205 лет назад, 5 сентября 1817 года родился Алексей Константинович Толстой — классик русской литературы, один из крупнейших русских поэтов второй половины XIX столетия, блестящий драматург, переводчик. Писатель оставил нам обширное литературное наследие, которое включает и поэтические произведения, и прозу, и драматургию. Предлагаем вам небольшую подборку произведений Алексея Константиновича Толстого из фонда нашей библиотеки! Приятного чтения!

«Князь Серебряный»

Исторический роман о временах опричнины. Благородный, отважный, но почти по-детски наивный воевода Никита, князь Серебряный, возвращается с Ливонской войны и с ужасом обнаруживает, что за время его отсутствия Русь обратилась в беспомощную жертву озверевших опричников, составивших новое окружение полубезумного параноика царя. Снова и снова пытаются порочные и злобные любимчики Иоанна Грозного волей или неволей втянуть честного князя в свои интриги – или погубить.

«Смерть Иоанна Грозного»

Действие первой части драматической трилогии развивается в преддверии смерти главного героя. 1584 год. Русь истощена Ливонской войной и бесчинствами опричников. Приближается Кириллин день, согласно предсказаниям волхвов, последний в жизни государя Иоанна Грозного. А в это время о власти мечтает боярин Борис Годунов, и в своих честолюбивых замыслах он готов идти до конца…

«Царь Фёдор Иоаннович»

События во второй части трилогии разворачиваются в период царствования царя Фёдора Иоанновича. Московский Земский собор в 1584 году избрал царем среднего сына Ивана Грозного — Федора Иоанновича. Фёдор Иоаннович — мягок, добр и справедлив, но не обладает так называемым «государственным умом». На арену политической борьбы выходят Иван Шуйский, Борис Годунов. За спиной слабого государя бояре, и в первую очередь Борис Годунов и князья Шуйские сошлись в схватке за власть.

«Царь Борис»

Заключительная часть трилогии посвящена царствованию Бориса Годунова. Не быть прочным царству, поставленному на крови. И как бы ни был хорош царь Борис, как бы ни устраивал русскую землю, впереди будут мор, и глад, и Смутное время.

«Илья Муромец»

Илья Муромец обижен на князя Владимира за то, что он не проявляет к нему должного уважения, не помнит былые заслуги и оставляет Киев ради новых приключений. Дорог Илье не «княжой двор», а русские просторы, пахнущий смолой и земляникой «тёмный бор».

«Садко»

Садко в почётном плену у морского царя. Всем хорошо подводное царство — богатая жизнь, красавицы-русалки и изысканные кушанья. А гусляр с радостью променял бы их на простой сеновал под Новгородом…
«Что пользы мне в том, что сокровищ полны
Подводные эти хоромы?
Увидеть бы мне хотя б зелень сосны!
Прилечь хоть на ворох соломы!»

«Змей Тугарин»

На честной пир к Владимиру Красно Солнышко прокрался странный Баян — Змей Тугарин — и напророчил, что быть Руси под татарами, а потом и под властью своих царей, что будет хуже татарского. Никто не может поверить в подобное, ведь князя окружают славные богатыри, здесь и Илья Муромец, и Добрыня Никитич, и Алеша Попович, они воспринимают пророчество, как клевету и издевательство и твердо уверены в том, что русским народом будут править русские и по-русски.
«И если настанет година невзгод,
Мы верим, что Русь их победно пройдёт…»

«Упырь»

Эта история началась на балу. Руневский познакомился со странным человеком, одиноко стоящим у камина и утверждающим, что в зале присутствуют упыри. Также он наговорил еще много удивительного, но Руневский не поверил этому.
События, которые происходили позже, оказались весьма странными, их сложно было объяснить с помощью разума. И тогда Руневский стал задумываться, а не был ли прав тот человек на балу?..

«Портрет»

Предоставленный самому себе в часы, свободные от классных занятий, мальчик в прогулках по дому находит портрет неизвестной молодой дамы и влюбляется в изображение красавицы. Непрестанно размышляя о предмете своей любви, мальчик уверяет себя в том, что портрет может ожить, и как-то ночью решается, наконец, проверить догадку.

«Средь шумного бала, случайно…»

Встреча с прекрасной незнакомкой в маске оставила впечатление на всю жизнь… Стихотворение написано под впечатлением встречи поэта с будущей супругой. Однажды А. Толстой встретился на бал-маскараде с таинственной незнакомкой (в маске), которая была выше светской суеты и держалась обособленно, при этом на ее лице лежал некий отпечаток тайны. Она отказалась снять маску, но взяла его визитную карточку, пообещав дать знать о себе. Через несколько дней он вновь увидел ее. Софья Андреевна стала единственной на всю жизнь любовью писателя.