Свою историю эта дата ведет с 1992 года, когда 5 мая люди с ограниченными возможностями одновременно в 17 европейских странах провели день борьбы за соблюдение равных прав инвалидов и против дискриминации людей с физическими, психическими или сенсорными ограничениями. С того времени подобные мероприятия стали традиционными и проводятся 5 мая.
В честь праздника предлагаем вам подборку художественных книг из фонда нашей библиотеки о людях с ментальной и физической инвалидностью. Героев этих книг объединяет внутренняя сила, которая позволяет им справляться с унынием и болью, страхами и препятствиями.
ДРЕЙПЕР, Ш. «ПРИВЕТ, ДАВАЙ ПОГОВОРИМ»
У одиннадцатилетней Мелодии детский церебральный паралич, а потому говорить и свободно двигаться она не может. Несмотря на это девочка позитивна и мечтает когда-нибудь поговорить с теми, кто ее окружает. Однажды у Мелоди появляется прибор, с помощью которого она может начать говорить, правда не своим, а электронным голосом, и ей кажется, что теперь вся жизнь изменится. Но люди жестоки и равнодушны, и не все готовы отказаться от заложенных в них стереотипов, чтобы понять и принять девочку. Здесь все, как в жизни, — счастливого и легкого конца не будет. Но эта книга создавалась не для того, чтобы успокоить чью-то совесть, а для того, чтобы еще раз поговорить на важные темы.
МУРАШОВА, Е. В. «КЛАСС КОРРЕКЦИИ»
Повесть Екатерины Мурашовой «Класс коррекции» сильно выделяется в общем потоке современной отечественной подростковой литературы. Тема детей-инвалидов, детей умственно неполноценных и социально запущенных слишком неудобна и некрасива, чтобы решиться говорить об этом. Но у автора получилось создать жизнелюбивое, оптимистическое произведение там, где, кажется, ни о каком оптимизме и речи быть не может. Мурашова не развлекает читателя, не заигрывает с ним. Она призывает читающего подростка к совместной душевной и нравственной работе, помогает через соучастие, сочувствие героям книги осознать себя как человека, личность, гражданина.
САМАРСКИЙ, М. А. «РАДУГА ДЛЯ ДРУГА»
«Радуга для друга» — это светлая и немного наивная история о незрячем мальчике и его собаке-поводыре — лабрадоре Трисоне. Повествование ведется от имени ироничного, дружелюбного и очень милого пса. Он и его подопечный Сашка быстро становятся хорошими друзьями, но однажды пса похищают. Теперь ему во что бы то ни стало нужно найти дорогу домой. Туда, где ждет его двуногий друг.
ХАЛАШИ, М. «И ВДРУГ РАЗДАЛСЯ ЗВОНОК…»
После тяжелой болезни семилетняя Шарика не может ходить, дни напролет она сидит в комнате, прикованная к креслу. А вечером приходит папа, и начинается сказка. Барышни Камышинки, муха Жига, доктор Пенсне, занавеска Рози становятся героями забавных историй, обитателями королевства, придуманного папой для Шарики. А еще у Шарики есть старшая сестра Габи, которая бунтует из-за того, что теперь ей достается куда меньше родительской любви. Трудно в таких обстоятельствах остаться любящей семьей. Трудно, но возможно.
КИЗ, Д. «ЦВЕТЫ ДЛЯ ЭЛДЖЕРНОНА»
Роман написан как дневник Чарли Гордона — человека с ментальной инвалидностью, который согласился на эксперимент, чтобы стать «умным». Чарли работает в пекарне и не замечает злости и страшного людского равнодушия. Всех окружающих он считает своими друзьями, а особенно мыша Элджернона, который вместе с ним проходит через процедуры по возвращению умственных способностей. Постепенно Чарли набирается ума-разума, но вместе с этим начинает осознавать изъяны реального мира. Боль от этого несоответствия становится настолько невыносимой, что Чарли предстоит выбрать, что же лучше — быть «умным» или счастливым…
ЛИХАНОВ, А. А. «СОЛНЕЧНОЕ ЗАТМЕНИЕ»
Альберт Лиханов, писатель, который всю свою жизнь пишет о детях, попавших в беду. Повесть «Солнечное затмение как раз об этом». Повесть построена на контрастах — девочка в инвалидной коляске, Лена, живет по суровым правилам, составленным девочками в интернате: нам ничего не положено и жалеть нас не надо, а мальчишка-голубятник Федор — романтик и мечтатель. Посетит ли юных героев нравственное озарение?
КРАПИВИН, В. П. «САМОЛЕТ ПО ИМЕНИ СЕРЁЖКА»
Рома Смородкин может всё, что и его сверстники: он учится, помогает по дому, играет, мастерит и замечательно рисует. Но несколько лет назад страшный случай усадил его в инвалидное кресло, наверное, только поэтому у него до сих пор нет настоящего друга. А друг — это иная жизнь, где может случиться всё. Дружба сразу похожа и на полёт, и на сон, и на тайну — на невозможное. Но судьба сводит его с мальчиком Сережкой, который умеет превращаться… в самолет! Вместе им предстоит пережить многое…
КОРОЛЕНКО, В. Г. «СЛЕПОЙ МУЗЫКАНТ»
В повести «Слепой музыкант», впервые опубликованной в 1886 году, Владимир Галактионович Короленко ищет ответ на вопрос, что такое человеческое счастье. Герой повести – слепой от рождения мальчик – не замкнулся в себе, не воспринял свою слепоту как несчастье, а с помощью заботливых родных и друзей смог выбрать жизненный путь, стать знаменитым музыкантом.
ГОНСАЛЕС ГАЛЬЕГО, Р. Д. «БЕЛОЕ НА ЧЕРНОМ»
Сборник коротких рассказов «Белое на черном» написал человек, который с детства жил в домах для инвалидов, а позже и в домах для престарелых. Рубен Гальего парализован с рождения, а свои тексты он набирал единственным работающим пальцем. Книга рассказывает о том, каким скупым может быть мир учреждений для инвалидов; о том, как этот мир может увеличиваться и наполняться красками с появлением в нем новых локаций и людей. Холодность и чуждость больничных коек и грубых медсестер Гальего описывает динамично, с присущим автору юмором, который, впрочем, не мешает слезам порой скатываться на книжные страницы.
ПЕТРОСЯН, М. «ДОМ, В КОТОРОМ…»
Герои этой книги — подростки, живущие в интернате для детей с инвалидностью. Но автор не увлекается описанием болезней, чаще всего читателю приходится или разгадывать их недуг, или и вовсе не подозревать, что случилось с тем или иным персонажем до его попадания в Дом. Книга написана в жанре магического реализма. И потому гораздо важнее в ней сама атмосфера, в которой живут герои, сказки и легенды, наполняющие ее. Здесь дети и подростки живут и мыслят по собственным законам, а еще очень боятся выпуска и выхода в «наружность». До такой степени, что готовы уйти в потусторонний мир, порталом в который служит Дом — своенравный и мудрый судья всех его жителей.