РУССКИЙМАРЛА КАРТА САЙТА

27 марта — Всемирный день театра

 

Всемирный день театра — это интернациональный профессиональный праздник мастеров сцены и всех работников театра, а также миллионов неравнодушных зрителей. Праздник был установлен в 1961 году IX конгрессом Международного института театра и ежегодно отмечается 27 марта международными театральными сообществами. Традиционно он проходит под единым девизом: «Театр как средство взаимопонимания и укрепления мира между народами». Также деятельность Международного института театра, по его уставу, направлена на «расширение творческого сотрудничества всех театральных деятелей мира».
По случаю праздника в театрах многих стран мира проводятся различные театральные фестивали, праздничные постановки и показы лучших спектаклей; а работники театров получают поздравления.
В честь праздника предлагаем вам подборку пьес российских и зарубежных авторов из фонда нашей библиотеки, которые оказали значительное влияние на развитие театра.

У. ШЕКСПИР «ГАМЛЕТ, ПРИНЦ ДАТСКИЙ»
Около 1600 года Шекспир создал «Гамлета» — самую известную пьесу во всей мировой драматургии и самое глубокое своё произведение. Гамлет был героем нового типа, опередившим своё время. Его постоянный диалог с аудиторией был очень новаторским ходом для времени создания пьесы, т.к. позволял читателям проникать в глубины сознания Гамлета, а не просто наблюдать за его жизнью. Такой ход позволяет театральным режиссёрам каждый раз интерпретировать пьесу по-новому. Сюжет пьесы Шекспир заимствовал у датского историка Саксона Грамматика: в легенде, им записанной, герой ищет отмщения злодею, убившему его отца.

А.П. ЧЕХОВ «ВИШНЕВЫЙ САД»
«Вишневый сад» является одним из фаворитов современных театральных режиссеров. А.П. Чехов окрестил свою пьесу комедией, хоть и скрыл за ней жизненную драму. «Произведение было написано накануне Революции 1905 года. Это было время, когда уходила дворянская эпоха и менялись устои общества; когда исчезала старая Россия и появлялась совершенно другая, незнакомая страна. Чеховские образы-карикатуры, будь то Лопахин, Раневская или Епиходов остались актуальными и в наше время, а в строках пьесы всегда можно найти параллели с современностью. Впервые комедию поставили К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко в 1904 году в МХТ. С тех пор «Вишневый сад» считается одной из самых популярных русских пьес за рубежом.

А.Н. ОСТРОВСКИЙ «ГРОЗА»
«Гроза» — это одна из самых выдающихся пьес в творчестве А.Н. Островского, положенная в основу сотен театральных постановок. Пьеса описывает, как на стыке эпох происходит перемена нравов, как меняется общество и что в это время происходит с людьми. В центре событий — жизнь одной семьи. Главная героиня пьесы — Катерина, вышедшая замуж за безвольного и слабохарактерного человека. Она вынуждена бороться с собственными чувствами и мыслями, терпеть тяжелый характер новых родственников и одновременно открывать новое для себя чувство нежности. Катерина рвется на свободу, мечтает о лучшей доле, о свободе и снятии оков. Увы, в провинциальном городке, под гнетом патриархальной семьи, это невозможно.

Ж.-Б. МОЛЬЕР «ТАРТЮФ, ИЛИ ОБМАНЩИК»
«Тартюф, или обманщик» — это комедийная пьеса Мольера, которая ставилась на сценах театров по всему миру и сохраняется в их репертуаре и в наши дни. По сюжету, в доверие к хозяину дома, Оргону, втирается молодой человек по имени Тартюф. Господин Оргон смотрит на гостя как на чудо: молодой, учёный, скромный, благородный, набожный, бескорыстный. Домочадцев, пытающихся доказать ему, что Тартюф вовсе не так свят, Оргон считает неблагодарными, погрязшими в грехах людьми. Истинная сущность Тартюфа проявляется лишь тогда, когда Оргон переписывает на него дом и свои капиталы. И лишь чудесное вмешательство короля позволяет пьесе остаться комедией.

М.А. БУЛГАКОВ «ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ»
В основе сюжета пьесы лежит рокировка во времени, когда из-за сбоя в работе машины, изобретённой инженером Тимофеевым, московский управдом Бунша вместе с жуликом Жоржем Милославским перемещаются в XVI век, а царь Иван Грозный попадает в XX столетие. Почти водевильная путаница приводит к созданию комических ситуаций, при которых герои, оказавшиеся в «чужих» эпохах, живут по законам своего времени. В 1935 году Театр сатиры приступил к работе над спектаклем по пьесе. Но после генеральной репетиции, состоявшейся весной 1936 года в присутствии партийных руководителей СССР, постановка была закрыта, а пьеса — запрещена. При жизни автора произведение ни разу не было напечатано.

М. ГОРЬКИЙ «НА ДНЕ»
«На дне» — это история о людях, которые оказались выброшены на обочину общества. Все они живут в ночлежке, куда попали разными путями по разным причинам. Кто-то еще не теряет надежды выбраться отсюда, другие же уже давно смирились со своей судьбой. Вскоре после публикации пьеса была удостоена Грибоедовской премии и поставлена Константином Станиславским на сцене МХТ. А уже через год спектакли по этой пьесе шли в Финляндии, Германии, Польше и Франции. Из-за острой социальной проблематики «На дне» долгое время запрещалось ставить на других сценах. Пьеса и сейчас остается актуальной, ведь многие из вопросов, обсуждаемых в ней, так и не были решены.

Б. ШОУ «ПИГМАЛИОН»
«Пигмалион» — это одна из самых известных пьес Бернарда Шоу. Оригинальность и остроумие пьесы, отражение острых социальных проблем обеспечили ей огромную популярность на театральных подмостках многих стран. По сюжету, лондонский профессор фонетики Генри Хиггинс заключил со своим приятелем пари. По его условиям Хиггинс должен за шесть месяцев обучить уличную цветочницу Элизу Дулиттл произношению, принятому в высшем обществе, и на светском приёме суметь представить её как герцогиню. Задача непростая: девушка выросла в трущобах, говорит на грубом лондонском просторечии и отнюдь не отличается высокой культурой поведения и речи. Название пьесы заключает в себе намек на античный миф о скульпторе Пигмалионе, который создал настолько совершенную статую девушки, что всей душой полюбил своё творение.

Д.И. ФОНВИЗИН «НЕДОРОСЛЬ»
В этой пьесе мастерски показана социальная проблематика, осуждающая «дикость» провинциального дворянства. Ее персонажи чётко делятся на положительных и чрезвычайно ярких отрицательных, им даны говорящие фамилии (Простаковы, Скотинины, Стародум, Правдин, Цыфиркин, Вральман). Огромную популярность пьеса получила из-за живости диалога, юмора, многих быстро вошедших в обиход цитат («Не хочу учиться — хочу жениться», «Вот злонравия достойные плоды»). Постановка пьесы несколько раз получала отказ, т.к. цензоры театров, испугавшись смелости многих реплик, не пропускали комедию на сцену. Однако Фонвизину всё-таки удалось «пробить» постановку комедии, которая с успехом состоялась 24 сентября 1782 года в Театре Карла Книпера в Петербурге.

Н.В. ГОГОЛЬ «ЖЕНИТЬБА»
«Женитьба» — комедия Н.В. Гоголя, не потерявшая своего комизма спустя полтора столетия. Она рассказывает историю неудачной женитьбы немолодого чиновника, его сватовства к такой же немолодой невесте, которая мучительно выбирает из нескольких женихов. Как символ трудного выбора вошла в русскую речь фраза героини-невесты: «Если бы губы Никанор Иваныча да приставить к носу Ивана Кузьмича, да взять сколько-нибудь развязности, какая у Балтазара Балтазаровича…». Премьера пьесы состоялась 9 декабря 1842 года в Петербурге. По мнению театральных критиков «Женитьба» опережала своё время, т.к. предвещала драматическую манеру А.Н. Островского.

М.Ю. ЛЕРМОНТОВ «МАСКАРАД»
«Маскарад» — это единственная пьеса, написанная М.Ю. Лермонтовым именно для театральной сцены. Однако она так и не была поставлена при жизни автора, но её ставят, смотрят и читают и по сей день. Пьеса содержит в себе огромное количество монологов, каждый из которых может служить отдельным, целостным произведением. Сюжет пьесы закручивается вокруг потерянного на балу браслета, который становится причиной интриг и мучительных противоречий. Главный герой драмы, ослеплённый ревностью и самолюбием дворянин Арбенин, совершает преступление, пытаясь защитить свою честь.