Предлагаем вам книги, предназначенные для усовершенствования уровня грамотности из фонда нашей библиотеки.
Милославский, И. Г. «Зачем нужна грамматика?»
В книге раскрывается богатство грамматических средств русского языка, которые позволяют при общении передавать тончайшие оттенки смысла.
Книга состоит из трёх глав. Самая большая и важная – первая глава: «Грамматические характеристики слов и свойства предметов, признаков и действий». Сколько родов у русских существительных? Зачем нужен падеж? Как можно охарактеризовать предмет? Время глагола и время действия… Во второй главе рассматриваются так называемые капризы форм существительных, прилагательных и глаголов. Третья глава называется так: «Зачем мне всё это, если я буду рабочим, инженером, медиком?»
Еськова, Н, А. «Краткий словарь трудностей русского языка. Грамматические формы. Ударение»
Словарь содержит около 12 000 слов современного русского языка, представляющих какую-либо трудность для читателя при образовании грамматических форм или при постановке ударения. Словарь содержит иллюстрации из художественной литературы.
Соболева, О. Л. «Тайны страны Акитаммарг, или удивительные путешествия с Запятайкиным»
Перед вами волшебная сказка — и одновременно учебное пособие по русскому языку. Эта книга написана для младших школьников, но ее совсем не поздно прочесть и людям, имеющим большой опыт в школьных делах, — пятиклассникам, шестиклассникам…
В книге есть герои — буквы, звуки, различные знаки препинания. В игровой форме в виде приключений девочки Оли показывается важность правил в языкознании. А небольшое количество заданий помогает использовать эти правила на практике «здесь и сейчас».
Шанский, Н. М. «Лингвистические детективы»
Книга известного ученого-лингвиста академика Николая Максимовича Шанского представляет собой своеобразное введение в науку о русском языке. Интересные и занимательные, почти детективные истории о значении, строении и происхождении слов, оборотов и «трудных строк».
Почему мы так говорим? Какое значение слово имело изначально и почему оно изменилось? Какая форма слова более верная? Какова история происхождения выражения?
Пахомов, В. М. «Трудные случаи русской пунктуации»
Ставить или не ставить запятую? – вот одна из сложных и неизменно актуальных проблем русской пунктуации. Этой проблеме посвящен данный словарь-справочник, который охватывает свыше полутора тысяч словоупотреблений, сопряженных с трудностями пунктуационного оформления. Это первый в отечественной лексикографии опыт справочника по пунктуации, построенного по алфавитному принципу. Заголовочными в нем являются слова и сочетания, использование которых в письменной речи сопряжено с пунктуационными трудностями. Словарь адресован самому широкому кругу читателей, всем, кто пишет на русском языке, – учащимся школ и лицеев, абитуриентам, студентам, преподавателям русского языка, редакторам и корректорам, специалистам-филологам, переводчикам.
Соловьева, Н. Н. «Трудные случаи орфографии: слитное, раздельное дефисное написание существительных, прилагательных, наречий, предлогов, союзов частиц и междометий»
Пособие включает словарь, содержащий около 2500 пишущихся слитно, раздельно или через дефис существительных, прилагательных и наречий, написание которых может вызвать трудности. К каждой части речи дан краткий комментарий по правописанию.
Янин, И. Т. «История крылатых слов и выражений»
Настоящая, полнокровная, живая русская речь немыслима без слов, которые мы обычно называем «крылатыми». И произносим мы их легко, и поймут правильно, а сама речь наша будет и короче, и выразительнее. Слова эти словно бы сами слетают нам на уста, и мы с привычной естественностью говорим о лентяе и бездельнике, что он «баклуши бьет», о болтуне — «лясы точит», об обманщинке — «турусы подпускает».
Откуда появились крылатые слова и выражения, и как они попали к нам в речь?
Граник, Г. Г. «Речь, язык и секреты пунктуации»
Книга посвящена знакам препинания, — тем точкам и запятым, которые доставляют нам немалые хлопоты. Ведь, письменная речь без знаков препинания или при неправильном, неполном, неточном их использовании очень трудна для понимания. Именно знаки препинания дают возможность сказать в письменной речи гораздо больше, чем можно записать буквами. Они помогают выразить различные смыслы и окрашивающие их чувства. Знаки, как и слова, говорят, и мы их читаем вместе со словами. А иногда… даже и вместо слов.
Книга не содержит правил о знаках препинания. В ней рассказывается о том, как с помощью знаков препинания передается смысл и структура предложения; как применять в конкретном тексте правила, обобщающие бесчисленное множество случаев; как находить при этом единственно возможное или лучшее из возможных решений.
Одинцов, В. В. «Лингвистические парадоксы»
Веселая книжка о сложном и вместе с тем совершенном инструменте общения — богатом и выразительном русском языке. Известно, что язык — стройная система с присущими ей логическими отношениями, обеспечивающая взаимопонимание людей. Эта книга о неожиданных случайностях в языке, об отклонениях, исключениях, которые на первый взгляд кажутся парадоксальными и противоречат установленным закономерностям, иногда даже здравому смыслу.
Козлова, Т. И. «Толковый словарь для школьников: грамматика, словообразование, орфография»
Словарь включает в себя более 8 000 слов, наиболее часто вызывающих затруднение у школьников. Каждая статья содержит толкование значения слова, грамматические и орфографические сведения. Показано морфемное строение слова.