РУССКИЙМАРЛА КАРТА САЙТА

4 июня исполняется 200 лет со дня рождения А. Н. Майкова

Известный поэт Аполлон Майков был потомком старинного дворянского рода, к которому принадлежали и многие другие талантливые люди. Стихи он писал в уже довольно раннем возрасте. Уже в тринадцать лет он сочинил и опубликовал свое первое лирическое произведение, которое называлось «Орел». Майков писал баллады, поэмы, драмы, стихотворения. Его произведения публиковались во многих значимых издательствах того времени.
Юбилею поэта – небольшая подборка его произведений.

«ВЕСНА» (УХОДИ, ЗИМА СЕДАЯ!..)
Уходи, зима седая!
Уж красавицы Весны
Колесница золотая
Мчится с горней вышины!
Стихотворение «Весна» посвящено мальчику Коле Трескину – родственнику автора (племяннику и крестнику его брата Леонида – известного историка русской литературы). Такие посвящения вообще были приняты в большой и дружной литературной семье Майковых.
Это позднее стихотворение обычно датируют 1880 годом. В это время действительный статский советник А.Н. Майков, состоя в должности старшего цензора Санкт-Петербургского комитета цензуры иностранной и фактически исполняя многотрудные обязанности председателя данного комитета, практически отошел от литературного творчества, занимаясь лишь подготовкой полного собрания своих сочинений, которое ему посчастливилось увидеть изданным еще при жизни.

«ДВА МИРА»
Главный труд всей поэтической жизни Майкова — историческая трагедия, в окончательном своем виде названная «Два мира». Первый ее зародыш мы находим в стихотворениях (1845) «Древний Рим» (в отделе «Очерки Рима»), в окончании которого прямо намечена тема «трех смертей» и «Смерти Люция». В 1852 г. на эту тему был написан драматический очерк «Три смерти», дополненный «Смертью Люция» (1863), и, наконец, лишь в 1881 г. через 6 лет после первоначального наброска явились в окончательном виде «Два мира». Герой трагедии живет верой в Рим и с ней умирает, отстаивая ее и против надвигающегося христианства; то, во что он верит, переживет все исторические катастрофы. Помимо этой основной идеи, императорский Рим вдвойне понятен и дорог поэту, как примыкающий к обоим мирам его поэзии — к миру прекрасной классической древности, с одной стороны, и к миру византийской государственности — с другой: и как изящный эпикуреец, и как русский чиновник-патриот Майков находит здесь родные себе элементы. В 1882 г. Академия наук за драму «Два мира» присудила Майкову пушкинскую премию.

«ДВЕ СУДЬБЫ»
Поэма Аполлона Майкова «Две судьбы» была написана в канун мрачного семилетия (1848-1855). В судьбе героя этой поэмы Герцен увидел отображение драмы своего поколения, нравственный порядок николаевского режима побудил передово мыслящую личность почувствовать «распадение» с существующим устройством жизни. Эта проблематика, усмотренная Герценом в «Двух судьбах», нашла отражение и в эпической поэзии современников А. Майкова: Н. Огарева, И. Тургенева, А Григорьева, Э. Губера.
Майковский герой тоже предстает перед читателей, пережавшим свои надежды. Разочарование и рефлексия томят Владимира. Он чувствует себя чужим, обманутым и, как тургеневский герой, бежит, «оставивши отеческий предел». Но для него нет спасения под новым небосклоном. Художественное выражение Майковым исторической драмы передового дворянского интеллигента стало этапом творческого развития русской поэмы.

«ЕМШАН»
Степной травы пучок сухой,
Он и сухой благоухает!
И разом степи надо мной
Всё обаянье воскрешает…
Стихотворение «Емшан» относится к позднему периоду творчества А. Майкова. Поэт написал его в 1874 г. после того, Шокан Уалиханов, ученый и литератор, правнук хана Абылая, поведал легенду о хане Отроке. При создании произведения автор, кроме рассказа друга, использовал материалы Волынской летописи.

«КЛЕРМОНТСКИЙ СОБОР»
Не свадьбу праздновать, не пир,
Не на воинственный турнир
Блеснуть оружьем и конями
В Клермонт нагорный притекли
Богатыри со всей земли.
Патриотические чувства накануне Крымской войны отразились в поэме «Клермонтский собор» (1853). О настроении Майкова в годы Крымской войны до некоторой степени дает представление его недатированное письмо к С.П. Шевыреву (к письму приложен автограф «Клермонтского собора»): «Чем бы ни кончилась настоящая война, но она долго будет памятна по тому одушевлению, которым сплотила весь русский народ, — вот вам истинно демократическая минута в нашей жизни, которая, по необъяснимой странности, не чувствуется только нашими <…> демократами. Вообще <…> не люблю никаких партий, и всегда жил себе особняком».

«НИВА»
По ниве прохожу я узкою межой,
Поросшей кашкою и цепкой лебедой.
Куда ни оглянусь – повсюду рожь густая!
Иду – с трудом ее руками разбирая.
Майкова принято причислять к поэтам «чистого искусства». Стихотворения, созданные в рамках этого художественного направления, зачастую не имеют сюжета и представляют собой лирические зарисовки. Кроме того, они не связаны с обыденной жизнью и социальными проблемами. Несколько не соответствует этим характеристикам «Нива», написанная в 1856 году, незадолго до отмены крепостного права в России. Произведение было встречено негативно критиками-современниками Майкова.

«ОСЕНЬ»
Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу.
Смело топчу я ногой
Вешнюю леса красу.
На создание стихотворения «Осень» А. Майкова вдохновила поездка в с. Чепиха, где находилось его родовое имение. Строки появились из-под пера поэта в 1856 году.
В этом стихотворении показана поздняя осень, когда «кроет уж лист золотой влажную землю в лесу…». Уже можно смело топтать золотые листья, сброшенные деревьями. А вместе с ними сброшена и «вешняя леса краса». Но осень мудра, она своей чудесной былой красотою укрыла землю, чтоб уберечь все от предстоящих сильных морозов, которые уже начали себя проявлять.

«ПОЛЕ ЗЫБЛЕТСЯ ЦВЕТАМИ»
Поле зыблется цветами…
В небе льются света волны…
Вешних жаворонков пенья
Голубые бездны полны.
Стихотворение написано в 1857 году, когда поэт уже вступил в пору творческой зрелости. К тому времени он приобрел ценный багаж жизненного опыта, и в его творчестве всё чаще стали проступать глубокие философские темы. Но вместе с тем поэт не переставал писать невероятно трогательные лирические произведения, среди которых особенно выделяется стихотворение «Поле зыблется цветами».
Центральная тема произведения – восхищение чудесным весенним пейзажем, который олицетворяет собой молодость и светлые надежды на будущее. Именно благодаря этим мечтам и надеждам человек наполняется внутренней силой и жизненной энергией, они «окрыляют» его, давая возможность творить.

«СЕНОКОС»
Пахнет сеном над лугами.
В песне душу веселя,
Бабы с граблями рядами
Ходят, сено шевеля.
Стихотворение написано в 1856 году и опубликовано в журнале «Подснежник» спустя два года после создания. Практически сразу оно вошло в золотой фонд детской литературы. В стихотворении «Сенокос» Майков успешно сочетает живую зарисовку с натуры с юмористическим колоритом.

«СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ» (перевод на современный русский язык)
Не начать ли нашу песнь, о братья,
Со сказаний о старинных бранях, –
Песнь о храброй Игоревой рати
И о нем, о сыне Святославле!
Майков проявлял постоянный интерес к исторической тематике. Увлечение эпохой Древней Руси и славянским фольклором помогло ему создать один из лучших поэтических переводов «Слова о полку Игореве». В 1870 году вышел итог напряжённой четырёхлетней работы. Исследователи древнерусской литературы признали его поэтический перевод одним из лучших.