Вот открыт балаганчик
Для веселых и славных детей,
Смотрят девочка и мальчик
На дам, королей и чертей.
И звучит эта адская музыка,
Завывает унылый смычок.
Страшный черт ухватил карапузика,
И стекает клюквенный сок.
В январе 1906 года Г. И. Чулков, подготовляя к печати альманах «Факелы», предложил Блоку написать пьесу. Он посоветовал ему переработать в драматической форме стихотворение 1905 года «Балаганчик». Мысль о драме увлекла Блока, и пьеса была написана в несколько дней. 21 января он сообщает Чулкову: «Надеюсь, что успею написать балаган, может быть, раньше, чем Вы пишете. Вчера много придумалось и написалось». А через два дня пишет: «Балаганчик кончен, только не совсем отделан, сейчас еще займусь им.»
Пьеса связана со стихотворением того же имени чисто внешне: стилем кукольного театра и звуками «адской музыки»; драматическое действие— повесть о несчастной любви Пьеро — возникла неожиданно в процессе переработки.
ДВЕНАДЦАТЬ (поэма, 1918)
Черный вечер.
Белый снег.
Ветер, ветер!
На ногах не стоит человек.
Ветер, ветер —
На всем Божьем свете!
Поэма была написана А. Блоком в январе 1918 года, через два месяца после Октябрьской революции. Поэма сочинялась в послереволюционном, застывшем от холода Петрограде, в состоянии лихорадочного подъёма, всего за несколько дней, и на её окончательную доработку понадобился лишь один месяц.
3 марта по новому стилю поэма «Двенадцать» была опубликована, что показательно, в газете левых эсеров «Знамя труда», а в мае впервые вышла отдельной книгой.
Блок рассказывал, что начал писать «Двенадцать» с середины, со слов: «Уж я ножичком полосну, полосну!», затем перешёл к началу и разом написал первые восемь песен поэмы. Числовая символика тоже возникла с самого начала. О том, что красногвардейские патрули на самом деле состояли из 12 человек, говорят и документы, и мемуары (в частности, книга Джона Рида). В черновике поэмы есть пометка Блока: «Двенадцать (человек и стихотворений)». Из другой пометки видно, что Блок вспомнил и поэму Некрасова об атамане Кудеяре и его двенадцати разбойниках.
ЗАЙЧИК (стихотворение, 1906)
Маленькому зайчику
На сырой ложбинке
Прежде глазки тешили
Белые цветочки…
Поэтический цикл «Круглый год», который автор создал для самых маленьких слушателей, разбит на четыре части, посвященные сезонам года. Произведение «Зайчик», датированное 1906 г., входит в осенний раздел сборника.
НЕЗНАКОМКА (стихотворение, 1906)
По вечерам над ресторанами
Горячий воздух дик и глух,
И правит окриками пьяными
Весенний и тлетворный дух.
«Незнакомка» («По вечерам над ресторанами») — стихотворение Александра Блока, написанное в апреле 1906 года на основе жизненных впечатлений автора. Включено в стихотворный цикл «Город». Впервые опубликовано в сборнике «Нечаянная радость»
Момент непосредственного создания «Незнакомки» был зафиксирован поэтом Андреем Белым — по его словам, Блок вернулся домой в полночь, «в мятом своём сюртуке, странно серый». На вопрос жены о причинах «окаменелости» он ответил: «Да, Люба, [я] пьяный», после чего вынул из карман листок со строчками «По вечерам над ресторанами / Горячий воздух дик и глух».
Позже Александр Александрович пригласил в Озерки своего товарища — сотрудника символистских изданий Евгения Иванова, чтобы показать, при каких обстоятельствах возникла «Незнакомка»: «Пошли на озеро, где «скрипят уключины» и «визг женский»… Потом Саша с какой-то нежностью ко мне, как Виргилий к Данте, указывал на «позолоченный» «крендель булочной» на вывеске в кафе. Всё это он показывал с большой любовью, как бы желая ввести меня на тот путь, которым он вёлся в тот вечер, когда появилась Незнакомка».
НОЧЬ, УЛИЦА, ФОНАРЬ, АПТЕКА (стихотворение, 1912)
Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи еще хоть четверть века —
Всё будет так. Исхода нет.
Блок написал это стихотворение, вошедшее в поэму «Пляски смерти», в Петербурге 10 октября 1912 года, в своей квартире. Блок всегда был очень впечатлительным и конкретным, поэтому предполагают, что данное произведение связано с конкретным местом в Петербурге.
Мост, ведущий на Крестовский остров, обычно по ночам был пустынным и не освещался фонарями и охранялся только одним полицейским. Поэтому он нередко притягивал к себе самоубийц. На углу Большой Зелениной улицы и набережной Малой Невки находилась аптека, в которой нередко оказывали помощь несостоявшимся суицидникам.
Единственный газовый фонарь, освещавший вход в аптеку, возможно и был тем самым, который упоминается в стихотворении Блока. Темный канал с бликами фонаря, горевшего на берегу, аптека, видевшая немало несостоявшихся самоубийц и набережная, куда попадали те, кому удалось спрыгнуть с моста – все эти места наводили на тягостные думы. И «ледяная рябь» помнила тех, кто ушел из жизни.
РОССИЯ (стихотворение, 1908)
Опять, как в годы золотые,
Три стертых треплются шлеи,
И вязнут спицы росписные
В расхлябанные колеи…
Стихотворение написано в 1908 году, когда Александр Блок глубоко разочаровался в существующем режиме и страстно ждал революции. Позднее оно вошло в цикл под названием “Родина”. По сравнению с другими стихами цикла, это произведение завоевало наибольшую известность у читателей.
СКИФЫ (стихотворение, 1918)
Мильоны — вас. Нас — тьмы, и тьмы, и тьмы.
Попробуйте, сразитесь с нами!
Да, скифы — мы! Да, азиаты — мы,
С раскосыми и жадными очами!
Вместе с поэмой «Двенадцать» стихотворение «Скифы» является последним произведением поэта — более до своей смерти в 1921 году он ничего не публиковал.
Стихотворение было написано в течение двух дней — 29 и 30 января 1918 года, сразу же после окончания поэмы «Двенадцать». Это гневное обличение всех недоброжелателей России. Написанное страстно, полемично, произведение это отразило в себе, как в фокусе, весь сложный и разнообразный комплекс поэтических средств, накопленных и выработанных на протяжении творческого пути поэта.
СОЛОВЬИНЫЙ САД (поэма, 1914-1915)
Я ломаю слоистые скалы
В час отлива на илистом дне,
И таскает осел мой усталый
Их куски на мохнатой спине.
Романтическая поэма «Соловьиный сад» датирована 6 января 1914 — 14 октября 1915. Это был период бурного романа Блока с Любовью Александровной Андреевой-Дельмас, оперной певицей. Тогда же, после личного знакомства, им был написан цикл стихов, посвященных Дельмас, под названием «Кармен». Она стала прототипом и девушки из прекрасного сада.
СТИХИ О ПРЕКРАСНОЙ ДАМЕ (цикл стихотворений, 1904)
Вхожу я в темные храмы.
Свершаю бедный обряд.
Там жду я Прекрасной Дамы
В мерцанье красных лампад.
«Стихи о Прекрасной Даме» — главный цикл любовной лирики Александра Александровича Блока, представляющий собой поэтический дневник становления возвышенного чувства русского поэта. Это цикл «чистой» по жанру, отрешенной от всяких злободневных вопросов поэзии, одно из произведений русского символизма, посвященное Любови Дмитриевне Менделеевой, жене, актрисе, дочери великого ученого-химика. Четыре года трепетной любви – вся она, как на ладони, представлена в письмах и в стихах, в сборнике «Стихи о Прекрасной Даме».
В цикле «Стихи о Прекрасной Даме» произошло открытие новой для всей литературы 1900-х гг. темы мистического женского начала мира. Так родилось название сборника, который стал важнейшим событием в истории русской поэзии начала ХХ в. Название будущего цикла впервые появилось в печати в 1903 г. в связи с публикацией в альманахе «Северные цветы» десяти лирических стихотворений Блока и было предложено составителем и редактором альманаха В. Я. Брюсовым. В дальнейшем это название традиционно использовалось Блоком. В конце октября 1904 г. (на титульном листе 1905) в московском издательстве «Гриф» вышла первая отдельная книга поэта с тем же названием «Стихи о Прекрасной Даме».
Блок хотел, чтобы все его творчество рассматривалось как единый роман в стихах. Он разделил свою поэзию на три тома, каждый из которых знаменовал определенный этап пройденного им жизненного и творческого пути. В этой картине целого в первом томе центральное место отведено самому обширному по объему циклу – «Стихам о Прекрасной Даме». В последнем прижизненном издании блоковской лирики цикл включал 164 стихотворения, написанных в период с весны 1901 г. по осень 1902 г. «Стихи о Прекрасной Даме» – единый текст, в основе которого лежит простой мотив: лирический герой – «рыцарь» (юноша, поэт, инок) стремится к ней.
ФАБРИКА (стихотворение, 1903)
В соседнем доме окна желты.
По вечерам — по вечерам
Скрипят задумчивые болты,
Подходят люди к воротам.
Стихотворение «Фабрика» написано 24 ноября 1903 года, во время учёбы на историко-филологическом факультете Петербургского университета и в год женитьбы на Л. Менделеевой (дочери Д. И. Менделеева). Впервые опубликовано в 1904 году, в составе сборника «Распутья». Как и другие произведения раннего Блока, «Фабрика» написана в жанре символизма.
Для понимания ее смысла очень важно осознавать, что тот период был переломным для России: очень многие люди, в том числе интеллигенция, осознавали несостоятельность существующего строя. Тогда еще не было до конца понятно, какие перемены ждут общество, но большинство уже осознавало их необходимость.