РУССКИЙМАРЛА КАРТА САЙТА

Ануфриева Н.В. Дискуссионные формы работы с юношеством

В Республиканской юношеской библиотеке им. В.Х. Колумба вся работа с читателями основана на диалоге с ними. С первой же встречи мы пытаемся узнать о пристрастиях, интересах, рассказываем о возможностях библиотеки. Все наши мероприятия заканчиваются свободной дискуссией, и любой из присутствующих может высказать свою точку зрения по теме, дать оценку мероприятия в целом, что позволяет ближе познакомиться с ребятами, совершенствовать свою деятельность.

В библиотеке работают клубы «Эдельвейс», «Университет искусств». На занятиях «университета» ребята не только узнают что-то новое для себя, но и могут обсудить интересующие их проблемы, порассуждать о прекрасном, о вечном. Участниками клуба «Эдельвейс» являются старшеклассники. Главным в жизни юного человека становится самоопределение, личностное и профессиональное: каким и кем быть? Большинство занятий — это встречи с преподавателями среднепро-фессиональных и высших учебных заведений города, специалистами службы занятости, с врачами, психологами, работниками правоохранительных органов и прокуратуры: «Не ошибись в выборе», «Куда пойти учиться?», «Будущее — в ваших руках».
В диалог, размышление превращаются обзоры статей периодических изданий Так, обзор «Семья XXI века. Какой ей быть?» проводился с учащимися профтехучилища №8 г. Йошкар-Олы. Ребята размышляли о взаимоотношениях с девушками, говорили, что сегодня они предпочитают богатых, только за них стремятся выйти замуж. Пытались найти ответы на вопросы: «Есть ли место гражданскому браку?», «Что это мода или проверка чувств?».
Беседа «Берегите эти земли, эти воды…» вылилась в диалог об экологической ситуации в республике, в городе.
Одним из воплощений новаторской мысли в библиотеке стала организация дискуссионного клуба «Свободный микрофон». Состоялись три занятия с использованием различных методик организации мероприятий.
При проведении дискуссии «Сопричастность времени, или актуальна ли поэзия сегодня?» была использована методика «подиум — дискуссии». На этом организованном обмене мнениями обязательно присутствуют оппоненты и независимые эксперты. В роли экспертов выступили: поэт, член Союза писателей России, лауреат Государственной молодежной премии Республики Марий Эл в области литературы и искусства им. О. Ипая.
Александр Михайлович Коковихин и доктор филологических наук, профессор кафедры литературы Марийского государственного педагогического института им. Н.К. Крупской, заслуженный деятель науки
Республики Марий Эл, член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования, заведующий Лабораторией аналитической филологии Игорь Петрович Карпов. А оппонентами были представители юношеской аудитории.
В ходе дискуссии были обсуждены вопросы:
1.  Как вы думаете, для чего нужна поэзия? А если не нужна, то почему?
2.  Согласны ли вы с тем, что поэтическое слово влияет на культуру речи?
3.  Что нужно сделать педагогу, каким нужно быть ему самому, чтобы дети полюбили поэзию?
4. Что может вызвать интерес к поэзии? О чем она может сказать?
5.  Что вдохновляет человека на создание стихов? Каждый участник мог подойти к микрофону и
высказать свою точку зрения. Итоги дискуссии подводили эксперты. А. Коковихин не смог отделить поэзию от своей жизни. Жизнь и поэзия для него — единое целое, две неразрывно связанные вещи. И.П. Карлов согласился со словами ведущего, что тем, кто остался равнодушным к поэзии, еще не встретились стихи, которые затронули бы душу. Он призвал ребят: «Читайте больше, и эта встреча обязательно состоится». Поэзию можно любить, не любить, но прожить без нее невозможно — главный вывод встречи.
Дискуссия «Книга в информационном обществе: есть ли у нее будущее?» прошла в форме телевизионного ток-шоу. Этот метод позволяет эффективно контролировать ход обсуждения и оценить каждого выступающего. Для участия в дискуссии были приглашены эксперты: поэтесса, член Союза писателей Республики Марий Эл и Союза писателей России, заслуженный работник культуры Республики Марий Эл Зоя Михайловна Дудина и преподаватель кафедры культуры и искусства Марийского государственного университета Марина Сергеевна Новоселова.
Приглашенные эксперты кратко изложили свой взгляд на место книги в своей жизни, в информационном обществе. З.М. Дудина говорила о том, что книга сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Она — учитель, друг, советчик. Пока живет на планете Земля человек, книга не умрет. При характеристике электронной книги были отмечены достоинства и недостатки ее чтения.
Затем свое мнение высказывали юноши и девушки, которым ведущий и эксперты задавали вопросы, в свою очередь вопросы адресовались и экспертам. Участники диалога рассмотрели следующие проблемы: Модно ли сегодня быть читающим человеком? Для чего читают книги, с какой целью? Что лучше — чтение традиционной или электронной книги? Все ли книги полезны? Может ли книга изменить жизнь человека? Чем человек читающий книги отличается от нечитающего? Есть ли будущее у книги?
Было предложено завершить фразу «Книга для меня — это …», высказав личное мнение.
В ходе дискуссии пришли к достаточно оптимистичным выводам. Молодые читают для удовлетворения различных потребностей (образование, досуг, хобби), это их жизненные запросы, а не мода. У каждой книги свой читатель; без книги и чтения невозможно стать интеллектуально, духовно развитым человеком, невозможно добиться успеха, стать профессионалом выбранного дела. Книга обладает некоторой властью над человеком — она может пробудить желания, заставить действовать, сопереживать, читая, человек накапливает определенный жизненный опыт; традиционная и электронная книги не должны противопоставляться, они могут и должны сосуществовать вместе, дополнять друг друга.
Главный вывод встречи: как фотография не убила живопись, так и книга продолжит свое существование, передав некоторые свои функциям более совершенным технологиям, в обществе, где ценятся знания, книга займет достойное место.
Непосредственный диалог с нашими читателями дополняет общение с ними я методом «скрытого» диалога: проведением анкетных опросов, конкурсов. Это дает возможность привлечь внимание молодежи к книге, к библиотеке, проявить свои таланты, сформировать актив библиотеки, ее интеллектуальное ядро, повысить качество обслуживания юных пользователей.
Например, мы провели акции «Посоветуй книгу другу», «История любви, подаренная книгой». Ребятам было предложено, заполнив предварительно анкеты, выступить в роли экспертов молодежного книжного жюри, назвать любимую книгу, которую можно отнести к «Золотому фонду», определить для себя литературного героя, чьи любовные переживания не только запомнились, но чей образ может послужить идеалом для выбора жизненных ориентиров.
В общей сложности в акциях приняло участие 235 человек в возрасте от 14 до 25 лет. Мы получили ответы на вопросы: Что предпочитает читать современная молодежь? Какие авторы пользуются наибольшей популярностью? Кто из литературных героев наиболее интересен?
По результатам анкетных опросов составлен список художественной литературы «Ровесники советуют прочитать», издан буклет «Читатель сказал: «Браво!», определен рейтинг литературных героев, чьи любовные переживания запомнились молодежи. Были сделаны некоторые выводы, касающиеся состояния фонда библиотеки. Вся информация о том, что выявилось в ходе акций, была представлена в фойе библиотеки на стенде. По нашим наблюдениям, это вызывало оживленный обмен мнениями читателей.
С целью создания комфортной среды для чтения в читальном зале библиотеки летом 2006 г. проведен анкетный опрос, в котором приняли участие 50 человек. Анализ полученных данных позволил выяснить, что читают молодые люди, к каким источникам информации обращаются, литературу каких жанров читают и с какими целями. Были установлены более востребованные библиотечные услуги, получены предложения по улучшению работы читального зала.
Нас интересовало также, что ожидают родители от библиотеки по приобщению к чтению юношества. Телефонным опросом были охвачены родительницы в возрасте от 33 до 55 лет. Их ответы показали, что большинство из них читают книги для релаксации и отдыха, но хотели бы видеть в библиотекарях добрых советчиков по выбору литературы, особенно отраслевой. Были высказаны пожелания о приобретении библиотекой высококачественной, разнообразной литературы и проведении акций, способных привлечь новых читателей в библиотеку.
Во Всемирный день книги и авторского права, в Республиканской юношеской библиотеке им. В.Х. Колумба стартовал конкурс на лучшего читателя «Читать престижно!». Это была попытка предоставить юным читателям возможность убедиться в том, как увлекателен труд творческого чтения, сколько положительных эмоций могут подарить книги.
Создавая свои Дневники чтения, участники конкурса смогли по-новому рассказать о прочитанной книге и стать авторами альманаха «Здравствуй, радость чтения!», имели возможность выступить в роли литературных критиков, дизайнеров, продюсеров. Они получили опыт сотворчества с писателем, предложив свой образ литературно-художественного произведения.
Конкурсные работы рассматривались в шести номинациях: «Дар слова», «Сотворчество», «В поисках
смысла», «Точка зрения», «Человек читающий», «Сердце, открытое книгам». Конкурс «Читать престижно!» — это первый этап на пути раскрытия ценности взаимоотношений читателей с текстами литературно-художественных произведений.
В сентябре 2006 г. в стенах нашей библиотеки прошли молодежные чтения «Время читать!». Выступления участников были посвящены книге, юношескому чтению. Здесь же были награждены победители конкурса. Одна из них, Бадьина Анна, ученица школы № 10, рассказала о своем читательском опыте, высказала пожелания библиотеке. Мнение победительницы будет учтено при организации нового конкурса, который планируется провести в 2007 г.
Одной из форм «скрытого» диалога с читателем являются также книжно-иллюстративные выставки. Библиотечные специалисты считают, что они могут побудить подумать над какой-либо проблемой, открыть для себя что-то новое, неизведанное вместе с книгой, либо с другим источником информации. В библиотеке применяются нетрадиционные формы книжных выставок, например, выставка-совет «Напрасно забытая книга», на которой представлены произведения русских и зарубежных классиков; выставки-рекомендации «Любимых книг очарование», «Друзья мои — книги», «Чтение с увлечением»; выставка-презентация серии книг «Живая история: повседневная жизнь человечества». Выставка-портрет «Это светлое имя — А. С. Пушкин» сопровождалась викториной «Что читал Пушкин?», ее победителей ожидал приз. Выставка-память «И память книги оживят» познакомила читателей с лучшими литературно-художественными произведениями о Великой Отечественной войне. На выставке «Мир по имени Джаз» была представлена историческая хроника развития музыкального жанра в книгах, нотах, грамзаписях, на CD, имеющихся в фонде библиотеки.
Подчеркнем, что цель любого мероприятия нашей библиотеки — знакомство с книгой, приобщение к чтению.
Сотрудники всех библиотек республики, в том числе и Республиканской юношеской библиотеки им. В.Х. Колумба, находятся в постоянном поиске, активно внедряют в практику инновационные идеи, они открыты для общения, готовы к встрече с юными читателями. Диалог с молодыми это всегда — источник радости и творческой энергии.

Юношеские библиотеки России: Информ. вестн. / Рос. гос. юнош. б-ка.- Вып. 1 (40).- М., 2007.- 99 с.