Ленкова Т. В. Юношеская библиотека как организатор поддержки русского языка и чтения

Rate this post

2007 год, объявленный Годом русского языка, дал сотрудникам Республиканской юношеской библиотеки им. В.Х. Колумба прекрасную возможность акцентировать внимание читателей и партнеров на роли русского языка и чтения в развитии межнационального общения, сохранении культурной и духовной самобытности России.

Юношеская библиотека выступила организатором 2-х молодежных чтений «Русский язык и чтение в социокультурном развитии личности». Они были посвящены Году русского языка и Году молодежи в Приволжском федеральном округе. Чтения, безусловно, стали событием в культурной жизни республики. Оргкомитет пригласил к участию руководителей и ведущих специалистов библиотек, обслуживающих юношество, библиотек образовательных учреждений, представителей системы образования, науки, культуры и средств массовой информации, общественных организаций. Учитывая многоаспектность темы встречи, организаторы предложили для выступлений следующие блоки:

  • Русский язык и чтение в развитии межкультурной коммуникации;
  • Образ современного читателя;
  • Чтение, информационная культура и читательская компетентность;
  • Чтение и языковая культура личности;
  • Приобщение к чтению: успешные технологии.

Задача была максимально полно ознакомить с инновационным опытом библиотек, обслуживающих молодежь; популяризировать новые программы продвижения и развития чтения; объединить усилия библиотекарей, педагогов, общественности, сотрудников СМИ в целях поднятия престижа русского языка и чтения как культурных ценностей.
Сообщения библиотекарей опирались на проведенные исследования, выставочную работу, акции и конкурсы, опыт дискуссионных, диалоговых форм приобщения юношества к книге и чтению. Библиотечная общественность узнала об успешно реализованных проектах, в том числе и партнерских, способствующих развитию отечественных традиций чтения и утверждению ценности русского языка как национального достояния России. На чтениях присутствовали сотрудники районных и сельских библиотек, которым это мероприятие дало новую возможность не только поделиться опытом, но и повысить свою квалификацию. Приятно отметить, что увеличилось число заинтересованных докладчиков, которые выступили по рекомендации своих коллег, принимавших участие в 1-х молодежных чтениях «Время читать».
Удивить общением с книгой, сделать его событием — эта идея объединяет многие конкурсы, которые проводит Республиканская юношеская библиотека им. В.Х.Колумба. Каждый из них, безусловно, имеет свои особенности. Расскажу об одном, в наибольшей степени связанном с поддержкой русского языка.
«Будьте Колумбами! Открывайте хорошие книги в океане незначительных» — эти слова Д.С.Лихачева стали девизом конкурса «С книгой по жизни». Участникам в возрасте от 14 до 25 лет была предоставлена возможность по-новому рассказать о прочитанной книге. Каждый из них получил личную страничку в Дневнике чтения с условиями конкурса, вопросами по содержанию литературно-художественного произведения и творческими заданиями, а также буклет со списком литературы «Конкурсная тридцатка» (конкурс проходил в год 30-летия со дня основания РЮБ). При разработке методических материалов организаторы учли опыт коллег из Новосибирской областной юношеской библиотеки по проведению подобных творческих состязаний и ознакомились с технологией читательского развития «Дневник чтения», предложенной в проекте Британского Совета — читательском конкурсе «TeenRead» («Чтение для подростков»).
Юные читатели выступили в роли литературных критиков, книжных дизайнеров, музыкальных продюсеров и приобрели опыт сотворчества с писателем, создав в Дневниках чтения свой, уникальный образ литературно-художественного произведения. Лидеры конкурса стали авторами альманаха «Здравствуй, радость чтения!».
Участники конкурса могли представить работу в одной из трех номинаций, отличавшихся заданиями разного уровня сложности и рекомендациями по их выполнению.
•  «Дневник чтения». Чтение книги по своему выбору, применение стратегии читательской деятельности, оформление Дневника чтения.
•  «Мой рейтинг». Составление списка из пяти книг с обоснованием своего выбора, библиографическим описанием каждой книги, подготовкой рекомендательной аннотации в привлекательной для юных читателей форме или отзыва на каждую книгу в виде письма к другу.
• «Похвальное слово книге». Написание эссе о книге, которая оставила незабываемое впечатление.
В помощь участникам конкурса на информационном стенде библиотеки были вывешены аннотированный список произведений художественной литературы «Ровесницы, ровесники, девчонки и мальчишки», рекомендательные списки «Книги дарят надежду», «История любви, подаренная книгой». Последний подготовлен по итогам анкетного опроса, проведенного среди читателей РЮБ в 2006 году.
Поскольку конкурс на лучшего читателя «С книгой по жизни» был посвящен Году русского языка, задания в номинациях «Мой рейтинг», «Похвальное слово книге» предполагали раскрытие особенностей различных речевых жанров. Отзыв-письмо к другу позволяет в непринужденной форме выразить эмоционально-оценочное отношение к прочитанному. Сочинение в жанре эссе привлекательно тем, что можно свободно высказывать свои мысли, даже самые необычные. Опыт создания собственных текстов, сочетающих выраженную авторскую позицию с ярким изложением, необходим для того, чтобы осознать роль русского литературного языка в культурной ориентации личности.
Методические материалы и творческие работы читателей-лидеров вошли в сборник «С книгой по жизни», познакомиться с которым могут не только юные любители чтения, но и родители, педагоги, интересующиеся вопросами читательского развития юношества. Церемония награждения победителей конкурса нашла отражение в республиканских средствах массовой информации.
Республиканская юношеская библиотека им. В. X. Колумба организовала творческую встречу с исследователем русской культуры Л. У. Звонаревой, поэтами А. Ананичевым и Н. Ибрагимовым. Как верно заметил И. Бродский, «биография поэта в покрое его языка». В этом смогли убедиться участники встречи, учащиеся торгово-технологического и медицинского колледжей, слушая стихи и авторские песни Ананичева и Ибрагимова.
Юноши и девушки имели возможность задавать поэтам вопросы, за лучшие из них были вручены книги и диск с песнями А. Ананичева. Юношеская библиотека также получила в дар книги и диски. Эта творческая встреча была поэтическим мастер-классом, диалогом русской и татарской культур.
Формированию потребности в культурной деятельности, воспитанию ценностного отношения к языку и письменности народа мари послужил праздник «Сокровища родного слова». Он состоялся в конце 2007 года и был посвящен Дню марийской письменности. В подготовке праздника приняли участие все отделы библиотеки. Насыщенная программа мероприятия предусматривала выступления учащихся Национальной президентской школы-интерната № 1 для одаренных детей, вокальной группы «Май» из числа учащихся гимназии № 4, презентацию библиографического указателя «Молодежь Марий Эл» и выставку-обзор «От тамги—к книге». Прозвучали поздравления от известной поэтессы 3. Дудиной, главного редактора газеты «Ямле лий» Л. Семеновой. Поэтическое песенное слово народа мари подарило всем участникам радость праздника. Он завершил основные мероприятия Года русского языка и создал творческий настрой для осуществления новых проектов библиотеки в 2008 году, объявленного ООН Годом языков.
Источником вдохновения для сотрудников библиотеки, которые надеялись придать новый импульс общению юношества с книгой, стали слова из стихотворения Бориса Пастернака «После грозы»:

Не потрясенья и перевороты
Для новой жизни очищают путь,
А откровенья, бури и щедроты
Души воспламененной чьей-нибудь.

Библиотеки — молодежи: Информ.-аналит. вестник Вып 2 / Рос. гос. юнош. б-ка; Гл. ред. И. Б. Михнова. — М • Рос гос юнош. б-ка, 2008. — 164 с.

Поделиться в социальных сетях

0