Портрет современного читателя Социологический очерк

Ведущий психолог
Солдатенко Надежда Викторовна

Общественные библиотеки во все времена были не просто хранилищем книг, но и являлись культурным центром, где люди получали знания и духовно обогащались.
В современном мире научно-технический прогресс предоставляет множество способов получения информации, создаются электронные библиотеки и электронные книги, вследствие чего происходит переход от книги материальной к книге виртуальной. Бытует мнение, что библиотеки нужно закрывать, так как потребность в них должна снижаться, но этого не происходит, читатели идут, поток их не иссекает.
Нам стало интересно, каков современный читатель, что его привлекает в библиотеке, каковы его социологические параметры. С этой целью библиотекой было проведено социологическое исследование «портрет современного читателя», проводившееся в отделе обслуживания в апреле 2013 года.
На основе полученных данных сделаны следующие выводы:
Основную группу читателей 48% составляют школьники и юношество, далее читатели 34 – 54 лет – 32%, пенсионеры – 15%, молодежь от 24 до 33 лет – 5%.
Более активными читателями являются женщины – 90%, мужчины – 10%.
49% читателей имеют среднее образование, у 32% читателей высшее образование, средне специальное – 17%, неоконченное высшее – 2%.
Большинство читателей не состоят в законном браке – 56%, замужем/женаты – 44%.
Периодичность посещения носит регулярный характер, 41% читателей посещают библиотеку 1 раз в месяц, 24% — 1 раз в неделю, 20% — 1 раз в 2 недели, 3 – 4 раза в неделю библиотеку посещают 13% читателей, от случая к случаю – 2%.
Большинство читателей предпочитают художественную литературу – 66%, наибольший интерес читателей вызывают романы, носящие разножанровый характер: исторические, психологические, любовные, философские.
На вопрос анкеты «что Вас привлекает в библиотеке» все ответы можно разделить на 5 групп, так как все ответы давались в свободной форме. Большинство читателей привлекает книжный фонд библиотеки – 60%, далее «вежливый и отзывчивый персонал» — 24%, так же было отмечено «удобство расположения библиотеки» — 8%, и сама атмосфера библиотеки (спокойная, уютная) – 4%.
На вопрос анкеты «чего Вам не хватает в библиотеке (хотелось бы видеть)?» 46% читателей хотели бы «больше современной литературы», 17% читателей «устраивает все», 16% читателей хотели бы посещать клубы по интересам, у 21% читателей были конкретные запросы книг.
Библиотеку посещают с целью удовлетворения собственного интереса – 77%, 20% читателей посещают в рамках учебного процесса, 3% — научная работа.
70% читателей отметили, что умеют пользоваться Интернет-ресурсами, и только 30% не умеют.
«Портрет современного читателя» на сегодня выглядит так:

  • юная незамужняя девушка,
  • со средним уровнем образования,
  • умеет пользоваться Интернет-ресурсами,
  • посещает библиотеку 1 раз в месяц,
  • с целью удовлетворения собственного интереса,
  • ее интересует художественная литература, а именно исторические, психологические, любовные романы,
  • ее привлекает книжный фонд библиотеки и ей хотелось бы видеть больше современной литературы

Современное общество все больше нуждается в психологической помощи, повсеместное внедрение психологов в детских садах и школах формирует толерантное отношение к работе психологических служб. Теперь дети не боятся психологов, а с удовольствием приходят на тренинги и индивидуальные консультации. Появление психологической службы в библиотеке явление закономерное, необходимое.

Основными задачами психолога в библиотеке является:

  1.   формирование интереса к чтению
  2.   духовно-нравственное развитие подрастающего поколения.

Поделиться в социальных сетях

0