РУССКИЙМАРЛА КАРТА САЙТА

Ануфриева Н. В. «ДРУЖИТЕ С КНИГОЙ» — программа продвижения книги и чтения среди юношества

На входе в одну из египетских пирамид высечена надпись, что человечеству грозит гибель, если оно не захочет изучать мир и свою собственную сущность. А для этого ему необходимы интеллект (умение получать, анализировать информацию и делать на ее основе заключения) и творческие способности (образное мышление, пространственное воображение). Человечество за тысячелетия изобрело лучший способ для их развития — ЧИТАТЬ! Мы -библиотекари, можем и должны стать и проводником, и учителем и другом для наших юных читателей.

Мы считаем, что от нас зависит многое. И в первую очередь то, какую информацию получит молодежь. Слово художественное, образное обладает большой силой воздействия на сознание человека. Талантливое произведение воздействует на человека в течение долгого времени, иногда всю жизнь. Наша задача состоит в том, чтобы научить юное поколение ориентироваться в информационном потоке, находить ценное, важное, отбирать и анализировать. Мы должны способствовать духовному росту, пропагандируя лучшие образцы художественной литературы. От того, какие привычки, ценности, способы удовлетворения потребностей обретет подросток, зависит, в конечном счете, как сложится его жизнь.
Библиотекари всего мира традиционно занимаются приобщением населения к чтению, разрабатывая специальные программы, проекты, конкурсы, методики, сценарии. Они знакомят своего читателя с удивительным миром книги.
В Республиканской юношеской библиотеке им. В.Х. Колумба разработана и действует программа «Дружите с книгой». Главная цель ее — продвижение чтения, книги среди юношества, раскрытие возможностей     библиотеки     для     личностного     роста     юных
пользователей.
Для реализации  поставленной цели нами были определены следующие задачи:

  • показать значение книги и художественной литературы как явления культуры;
  • формирование в обществе имиджа человека образованного, как человека читающего;
  • формирование у подростков представления о сущности чтения, его уникальных свойствах. раскрытие ценности взаимоотношений между читателем и художественным текстом;
  • формирование библиографической и информационной культуры читателя, обучение приемам творческого чтения;
  • методическое обеспечение деятельности библиотек республики, работающих с юношеством;
  • установление связей с образовательными учреждениями г. Йошкар-Олы.

Программа предусматривает комплектование фонда методическими, научными материалами по проблемам юношеского чтения, изучение интересов, потребностей читателей нашей библиотеки в сфере художественной литературы, и в соответствии с полученными результатами, приобретение тех или иных изданий.
Перед создателями программы встал острый вопрос — как активизировать процесс чтения? Как поддерживать у юных читателей интерес не только к учебным книгам, но и к досуговому чтению, к изданиям, не востребованным никакими учебными программами, но необходимыми «для души». В данном случае возрастает роль рекомендательной библиографии. Программой предусматривается издание рекомендательного списка литературы «Ровесники, ровесницы, девчонки и мальчишки…. Про вас читаем в книжках», информационных закладок из серии «Книги, о которых говорят», биобиблиографического указателя «Лауреаты премии им. О. Ипая в области литературы и искусства».
Информационное общество ставит перед нами новые задачи. Сегодня информация становится не только главной движущей силой человеческой цивилизации, но и необходимым условием жизни каждого члена нового общества. Главное не потеряться в большом информационном потоке. Молодые люди должны уметь отбирать, воспринимать, применять и транслировать информацию во всем ее многообразии. Специалисты библиотеки ведут постоянную работу по формированию культуры чтения и информационной культуры. Учитывая предыдущий опыт работы, нами разработан цикл мероприятий «Мастерская чтения», на которых ребята знакомятся с
основами библиографического поиска, справочным аппаратом библиотеки, навыками работы с текстом, в том числе и художественным.
Сотрудники нашей библиотеки стремятся помочь юношеству ориентироваться в литературной классике, приучить молодежь читать действительно хорошую художественную литературу. В рамках программы «Дружите с книгой» действует литературный салон «В кругу изящной словесности», разработаны литературно-музыкальные вечера: «Слагаются стихи навзрыд…»: творчество Б. Пастернака; «Волшебный луч любви и возрожденья…»: жизнь и творчество Н. Некрасова; вечер — воспоминаний «Спутник мой незримый»: Нина и Александр Грибоедовы и др. Наряду с формированием литературного вкуса такие мероприятия помогают развитию мышления, воображения, культуры речи.
Сегодня деятели кино все чаще обращаются к классическим произведениям. На экранах мы видим экранизацию нетленных шедевров художественной литературы. Что лучше: книга или фильм? Мы предоставляем нашим читателям возможность самим сделать выводы на занятиях видео-салона «Эстет», в рамках которого действует такое направление как «Книга — фильм». В читальном зале готовится к открытию информационный стенд «Видели фильм? Сравни с книгой». Из повседневного общения с читателями был сделан вывод, что они часто и не знают, что тот или иной фильм является телевизионной версией литературного произведения. Наша задача — предоставить информацию и раскрыть красоту художественного слова, глубину авторского замысла.
На наш взгляд, библиотека не должна ожидать активности аудитории в стремлении к культуре вообще и к культуре чтения, а быть активной самой. Разрабатывая программу, мы находились в постоянном поиске нестандартных, инновационных форм и методов проведения массовых мероприятий. В практике нашей работы все чаще стали использоваться дискуссионные формы работы. Использование таких форм дает читателям возможность раскрыться, почувствовать азарт творчества, услышать друг друга, задуматься о себе и своей уникальности и значимости для страны. Творческой находкой стал дискуссионный клуб «Свободный микрофон». В 2005 году прошли занятия на тему «Актуальна ли поэзия сегодня?» и «Джаз — музыка времени?!». Среди участников дискуссии были выбраны «оппоненты» и «эксперты». Любой участник дискуссии мог
подойти к микрофону и высказать свою точку зрения на проблему. В рамках реализации программы «Дружите с книгой» в 2006 году предполагается проведение актуального разговора на тему «Книга в информационном обществе».
Как известно, любое массовое мероприятие ориентировано на определенный круг аудитории, и только книжная выставка способна привлечь внимание всех, кто пришел в библиотеку, подтолкнуть к размышлениям, к знакомству с творчеством того или иного автора. Мы убедились в том, что правильно и оригинально оформленная выставка всегда вызывает интерес. В библиотеке появляются нетрадиционные формы книжных выставок, например, выставка-совет «Напрасно забытая книга», на которой представлены произведения русских и зарубежных классиков; на выставке-осуждении «Выставка пострадавших книг» ребята имели возможность увидеть какими становятся книги в результате небрежного обращения с ними. Сюрпризом для наших читателей был факт наличия в фонде книг, изданных в конце 19 века, именно они послужили основой ретро-выставки «Книга. Время. Мы».
В рамках программы предполагаются мероприятия не только для наших юных читателей, но и для тех, кто непосредственно занимается вопросами организации библиотечного обслуживания молодежи в Республике Марий Эл. В целях повышения квалификации библиотечных специалистов, работающих с юношеством, планируется проведение семинара-практикума «Интерактивные формы работы с юношеством: поддержка чтения» (сентябрь), круглого стола «Книга и молодежь: диалог на уровне современности» (октябрь), издание дайджеста «Дискуссионные формы работы в библиотеке». Предполагается проведение акций как среди читателей — «Посоветуй книгу другу», «История любви, подаренная книгой», так и среди сотрудников библиотеки «Подари радость чтения»; конкурса на лучшего читателя «Читать престижно».
С целью привлечения внимания молодежи к возможностям библиотеки для удовлетворения потребности в саморазвитии, а также формирования положительного образа библиотеки в сознании юношества, среди пользователей Республиканской юношеской библиотеки им. В.Х. Колумба была проведена акция «Посоветуй книгу другу». 161 человек — таково число ее участников. Им было предложено выступить в роли экспертов молодежного книжного жюри, внимательно заполнить анкету, чтобы любимая книга вошла в
список (лонг-лист) «Золотой фонд» и подарила ровесникам радость чтения.
В рамках акции было проведено два анкетных опроса. В пилотном опросе, предваряющем основное исследование, приняли участие 34 читателя в возрасте от 14 до 23 лет. Опрос позволил усовершенствовать анкету (изменить формулировки вопросов, вызвавших затруднения у респондентов, уменьшить их количество), а также придать ей более привлекательную для юношества форму.
В анкетном опросе «Посоветуй книгу другу» приняли участие 127 человек, из них юношей — 22 %, девушек — 78 %; школьники -34,6 %; студенты вузов — 33,1 %; учащиеся техникумов (колледжей) -16,5 %; учащиеся профессиональных лицеев, училищ — 11,8 %. Работающая молодежь составила 3,1 %, временно не работающая -0,9%.
Данные ответов на вопрос «Одна из Ваших любимых книг, которую посоветуете другу или подруге, — это…» свидетельствуют о репертуаре чтения респондентов, который составляют 89 названий художественных произведений. Здесь в большей мере проявилось стремление молодых людей выразить свою индивидуальность. Наибольшее количество респондентов отдало предпочтение произведениям классической русской и зарубежной литературы, также популярными в молодежной среде являются произведения таких жанров как фэнтези, детективы. Молодежь привлекает сочетание реальности с фантастикой, возможно, поэтому 7,9 % респондентов посоветуют своим друзьям прочитать книгу Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита», по 3,1 % — книги Пауло Коэльо и Толкиена, 2,4% опрошенных — книги про Гарри Поттера.
Несмотря на то, что требовалось назвать произведение художественной литературы, часть респондентов (3,1 %) указали книги по психологии (Дейл Карнеги «Как завести друзей», «Как завоевать друзей», Наталья Правдина «Я привлекаю успех»), 0,9 % -по педагогике (Януш Корчак «Как любить детей»). В этом проявилась тенденция прагматического чтения среди юношества.
Отвечая на второй вопрос анкеты: «Эта книга Вам запомнилась потому, что…», молодые люди отметили следующие значимые для них критерии: связь содержания книги с жизнью, понятный язык, способность книги заражать эмоциями и вызывать чувство
сопереживания героям. Лишь  11,8 % респондентов интересует в произведении только сюжет.
Третий вопрос анкеты звучал следующим образом: «Автору какой книги, из прочитанных в 2005 году, Вы сказали бы «Браво!»?». В результате анализа ответов респондентов нами был выстроен список наиболее популярных авторов и произведений среди читателей юношеской библиотеки:

  • Сергей Лукьяненко — «Ночной дозор», «Дневной     дозор», «Сумеречный дозор», «Последний дозор»;
  • Федор Достоевский — «Преступление и наказание», «Идиот»;
  • Пауло Коэльо — «Алхимик», «Одиннадцать минут», «Вероника решает умереть», «Пятая гора»;
  • Джоан Ролинг книги о Гарри Поттере;
  • Михаил Булгаков — «Мастер и Маргарита»;
  • Харуки Мураками — «Мой любимый спутник», «Норвежский лес»;
  • Дмитрий Емец — «Мефодий Буслаев. Билет на Лысую Гору»;
  • А.С. Пушкин — «Евгений Онегин»;
  • Роджер Желязны — «Хроники Амбера».

14 февраля, в День Святого Валентина, читатели нашей библиотеки имели возможность принять участие в акции «История любви, подаренная книгой». В рамках акции был проведен анкетный опрос с целью изучения отношения молодежи к литературно-художественным произведениям, как образцам для выбора жизненных ориентиров. В анкетировании приняли участие 108 человек в возрасте от 14 до 23 лет, из них 24,1 % юношей и 75,9 % девушек. Большинство опрошенных — это учащаяся молодежь: 22,2 % школьников, 13 % учащихся профессиональных лицеев (училищ), 19,4 % техникумов (колледжей), 38,9% студентов вузов. Работающая молодежь составила 6,5 %.
На вопрос: «В каком литературно-художественном произведении показана, на Ваш взгляд, яркая, незабываемая история любви?» ответили 92,6 % респондентов. Однако не все из них смогли указать и автора, и название произведения. Лучший результат показали студенты вузов, из них справились с заданием 83,3 %, на втором месте школьники — 70,8 %, среди респондентов — учащихся профессиональных лицеев (училищ) выполнили задание 64,3 %, а среди учащихся техникумов — только 52,4 %. Из числа работающих полный ответ на вопрос дали 57,1 %.
Таким образом, ответы респондентов свидетельствуют, что навыки информационно — интеллектуальной культуры более развиты у студентов вузов, менее всего — у учащихся техникумов. Результаты ответов работающей молодежи также говорят о снижении уровня ее информационно — интеллектуальной культуры.
В ответах респондентов учащихся техникумов наблюдалась следующая тенденция: названия литературно-художественных произведений даются как названия их телевизионных версий, например «Онегин» вместо «Евгений Онегин»; вместо названия произведения указано название его части («Княжна Мери» — «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова). Подобная тенденция свидетельствует о поверхностном чтении и влиянии телевидения на характер восприятия художественного текста данной группой респондентов.
В результате анкетирования были выявлены предпочтения респондентов среди художественных образов человека любящего и составлен рейтинг литературных героев, чьи любовные переживания запомнились молодежи.
Рейтинг литературных героев:

  • Ромео и Джульетта — 13,9 %;
  • Евгений Онегин и Татьяна Ларина — 7,4 %;
  • Татьяна Ларина — 7,4 %;
  • Катерина («Гроза», Островский) — 4,6 %;
  • Наташа Ростова — 4,6 %;
  • Евгений Онегин — 3,7 %;
  • Олеся («Олеся», Куприн) — 3,7 %;
  • Наташа Ростова и Пьер Безухов — 2,8 %;
  • Мастер и Маргарита — 2,8 %;
  • Ася («Ася», Тургенев) — 2,8 %.

По 1,8 % набрали такие герои, как Руслан и Людмила («Руслан и Людмила», Пушкин), Лиза («Бедная Лиза», Карамзин), Джен Эйр («Джен Эйр», Шарлотта Бронте), герои Бунина, Грина («Алые паруса»), Тургенева («Му-му»).
По одному разу были упомянуты: Раскольников, Анна Каренина, герои романа Тургенева «Дворянское гнездо», Гончарова «Обломов», рассказа Горького «Старуха Изергиль», Айвенго («Айвенго», В. Скотт), Дон Жуан («Дон Жуан», Байрон), а также герои таких произведений, как «Дневники в письмах», А. Франк; «Витязь в овечьей шкуре», Г. Куликова; «Муки души», Ж. Ренуа; «Никаких красных роз», Линдсей, герои детективов Д. Донцовой и Б. Акунина.
Респонденты указали героев 46 произведений, 2/3 которых — это русская и зарубежная классическая литература, изучаемая по школьной программе. Таким образом, в структуре чтения опрошенной молодежи деловое чтение (по программе) преобладает над досуговым (свободным). Репертуар чтения респондентов не отличается разнообразием: 108 опрошенных указали 46 названий литературно-художественных произведений, среди них имеют место и лиро-эпические, драматические, но предпочтение отдано эпическим произведениям художественной литературы.
Анализ результатов анкетных опросов показал, необходимость занятий по повышению информационно-интеллектуальной культуры, прежде всего учащихся техникумов и профессиональных лицеев, а также работающей молодежи, формирование у них установки на образование в течение всей жизни как необходимого условия для самореализации. Данные ответов респондентов позволяют сделать вывод о готовности наших читателей к дальнейшему диалогу.
Своей деятельностью в рамках программы «Дружите с книгой» мы пытаемся стимулировать регулярное чтение, поднимать культуру и статус чтения, мы хотим увлечь своих читателей творческим чтением и показать, сколько положительных эмоций можно получить от книг, которые сближают поколения. Мы верим, что все у нас получится.

Ануфриева Н. В., заведующая информационно-методическим отделом
Республиканской юношеской библиотеки им. В.Колумба

Мир чтения и читающая Марий Эл: сборник материалов XI Орловских чтений, 28 марта 2006 г. / М-во культуры, печати и по делам национальностей, Нац. б-ка им. С. Г. Чавайна, НМО; сост. Л. Н. Софронова; ред. Л. В. Васютина; отв. за вып. Т. В. Верина. — Йошкар-Ола, 2006. — 103 с.