РУССКИЙМАРЛА КАРТА САЙТА

16 ноября — Международный день толерантности

Толерантность (от латинского tolerantia – терпение) означает уважение к чувствам, чужому мнению, поведению, установкам, мировоззрению другого человека. Синонимами толерантности являются терпимость, принятие, терпеливость. Быть толерантным – означает уважать других, невзирая на различия, быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает.
В произведениях художественной литературы описаны разные жизненные ситуации, где на примерах главных героев можно увидеть, чем является толерантность в реальной жизни.
В этот день мы предлагаем подборку книг российских авторов для детей среднего и старшего школьного возраста из фонда нашей библиотеки.
Надеемся, они помогут всем нам стать добрее, внимательнее, толерантнее к окружающим людям. 

Аромштам, М. «Мохнатый ребёнок»

Кто не изводил родителей бесконечными просьбами завести домашнего любимца или спасти какого-нибудь бедного четвероного бродягу?
Девочка Ринке тоже мечтала иметь котенка или щенка , но мама ей не разрешала. Если девочка приносила зверька домой, то мама ставила условие «Или я или он!» и говорила, чтобы завтра же зверька здесь не было.
Больше всего у Ринки прожил щенок Мухтар. Он пробыл у неё целых сорок часов. Ринка взяла Мухтара у пожарника. Щенок был лохматый, грязновато-белого цвета, с коричневыми пятнами на спине и огромными оттопыренными ушами.
Девочка мечтала о том, что когда она вырастет, она заведёт большую черную овчарку, которая будет носить в зубах сумочку и защищать ее от грабителей.
Эта книга рассказов о людях и животных, о том, как они живут рядом и вынуждают друг друга меняться.

Вильке, Д. «Грибной дождь для героя»

В книгу вошли повесть «Тысяча лиц тишины» и восемь рассказов. Их все объединяет общее место и время действия: дача, летние каникулы. Туда привозят отдыхать самых разных детей. Здоровых, болеющих, «особенных». Все они варятся в общем котле летних приключений. И получается модель человеческого общества и самых разных отношений. Только очень маленькая — среди подрастающих детей. В каждом рассказе есть особенный герой, вокруг которого происходят события. Эти герои — люди из соседнего двора. Это мальчик — юродивый Архипкин в своих «вечных» рейтузах вне зависимости от погоды. И грубый мальчишка Казак — гроза всех деревенских пацанов. И мальчик-профессор по прозвищу Гуманоид (такие всегда наблюдают за шумными детскими играми издалека, не решаясь влиться в компанию). И старый дедушка-ветеран, который ютится с ручным ежиком в заброшенном доме. И Ринка — девочка с плохим слухом, которая знает об особенной, никому неизвестной тишине. Каждый герой рассказывает о том, каким многогранным бывает наш мир. О том, какие все вокруг разные. И о том, как сосуществовать всем вместе. Радостно и легко. Еще Дарья Вильке с особенной нежностью рассказывает о роли семьи во всей этой дачно-жизненной детской кутерьме.

Вольф, С. «Глупо как-то получилось»

Оказывается, быть счастливым просто. Счастье же всегда где-то рядом, нужно просто его уметь видеть в привычных и обыденных вещах, как это умеют делать дети — герои рассказов Сергея Вольфа. Например, надеть свитер и ласты и улечься на дно в ванной, играя в подводную охоту, что бы поднять себе настроение. Или мечтать поймать огромную рыбу, что бы накормить ею всю свою семью. А может быть пригласить клоуна для своей бабушки, что бы ей не было грустно…

Воскобойников, В. «Всё будет в порядке»

Главный герой, пятиклассник Володя, живет с матерью, которая работает детской медсестрой, целыми днями пропадает на митингах в пользу обездоленных, печет вкусные пирожки и руководствуется высокими моральными принципами. Его друзья — одноклассник-гений Шурка Абуалиев — математичка считает его дебилом и чуть было не спроваживает в спецшколу. Потом, впрочем, выясняется, что Шурка не дебил, а наоборот — сверходарённый мальчик, но в школе его называют «чучмекским киндервудом» и «чёрным», а семиклассники собираются его бить, «чтоб не нарывался». А о таком старшем друге как Анатолий, мечтал, наверное, каждый. Вместе с такими друзьями можно преодолеть и страшную несправедливость взрослых, и ненависть сверстников. С такими людьми и правда все будет в порядке.

Железников, В. «Чучело»

«Чучелом» прозвали одноклассники Ленку Бессольцеву за непохожесть, наивность, чудаковатость. Но под ярлыком, нацепленным невнимательными и жестокими ребятами, скрывалось горячее, любящее сердце, тонкая, благородная натура и необыкновенно мужественный и честный характер.
Много «чучел» живет на планете, и маленьких, и больших, но далеко не всем удается вступить в борьбу с несправедливым большинством и победить.

Мурашова, Е. «Класс коррекции»

Она повествует о детях из 7″Е» — так называемого «класса коррекции». В этом классе собрались «трудные подростки» — как больные чем-то (как психически, так и нет), так и просто «пропащие» этой довольно престижной гимназии. За каждым из них скрывается сложная история, с которой они в той или иной мере справились. И вот к ним в класс попадает новенький. Он совсем не похож на них — у него хорошая полная семья, у которой есть деньги, и он довольно умный парень. Единственным отличием становится то, что он передвигается в инвалидной коляске или на специальных костылях, но это явно не причина отправлять его в этот класс. Но позже оказывается, что этот Юра куда более необычный, чем казалось сначала.

Назаркин, Н. «Изумрудная рыбка»

Простые истории обычного мальчишки о том, как собирались на рыбалку с друзьями, о том, как делали изумрудную рыбку, о том, как придумывали, как проучить соседа-обжору. Но это не простые истории, а палатные рассказы. И оказывается, что на рыбалку через дырку в заборе можно пойти только тем, кто на костылях, а вот на коляске уже может не получится; а рыбку делают из капельниц; а проучить соседа не получилось, потому что друг попал в реанимацию на седьмой этаж. Но это не страшно, потому что «…все на седьмом побывали и пока вот скачем. Рыцарь должен уметь смотреть в глаза своей судьбе. Нормальная жизнь».
Действительно дети обладают чудесным свойством принимать жизнь такой, как она есть, даже если проходит она большей частью в больничной палате. И верят только в хорошее.

Погодин, Р. «Дубравка»

«Дубравка сидела на камне, обхватив мокрые колени руками. Смотрела в море. Дубравка приплывала сюда, взбиралась на эту одинокую скалу, когда ей нужно было разобраться в своих тревогах, сомнениях, обидах. Камень был ее другом».
Повесть о самой обычной девочке, живущей на берегу моря. Обычной, да необычной. Недаром же все мальчишки на неё сердиты и грозятся отлупить. Недаром старшеклассницы нехорошо косятся. Дубравка насмешлива, независима и ничего не боится. Её обуревают не совсем понятные ей чувства, и она отдаётся им со всей страстью подростка.

Сабитова, Д. «Где нет зимы»

У Павла и Гуль были бабушка, мама и чудесный старый дом — свидетель истории их семьи. Но все меняется в одночасье: бабушка умирает, мама исчезает, а дети оказываются в детском приюте.
Теперь Павел — тринадцатилетний подросток — ответственнен за семью. Он уверен, что пока стоит на месте их Дом, они с Гуль не сироты. И эта убежденность помогает преодолеть детям все препятствия, чтобы в итоге вернуться в него.

Сергиенко, К. «До свидания, овраг»

Герои повести Константина Сергиенко — бродячие собаки. Вечно голодные, без крыши над головой. Собаки, у которых есть только овраг. Пустынный овраг на окраине густонаселённого города. А ещё у этих собак есть гордость. Гордость, не позволяющая жаловаться на судьбу и прославляющая вольную волю. Но в душе у каждой из этих собак живёт мечта. Мечта независимых псов о зависимости. Мечта никому не нужных животных о своей нужности. Несбыточная мечта о своём Человеке…