РУССКИЙМАРЛА КАРТА САЙТА

175 лет назад родился русский писатель Глеб Успенский

Глеб Иванович Успенский (1843 — 1902) — русский писатель, живший и творивший в переломный период российской истории. Многочисленные очерки и рассказы Успенского посвящены жизни разных социальных слоев русского народа: рабочих, крестьян, интеллигентов, городской бедноты, мелких чиновников.Документальный характер произведений, злободневность, реализм, внимание к деталям, запоминающиеся персонажи, великолепное знание народной речи — все это делает очерки и рассказы Глеба Успенского ярким литературным явлением конца XIX сто-летия.
В честь Дня Рождения писателя предлагаем Вам подборку его произведений из фонда РДЮБ имени В.Х. Колумба. 

«ВЫПРЯМИЛА»
«Выпрямила» — мистический рассказ, созданный в 1885 году под впечатлением от поездки автора в Париж и посещения Лувра. Герой чудесным образом переносится в столицу Франции, где экскурсия в Лувр и статуя Венеры Милосской «выпрямила» скомканную душу сельского учителя, заставила его посмотреть на мир свободным человеком. Центральный образ рассказа — статуя Венеры Милосской — подчеркивает огромную силу искусства, силу идеала, заставляющего осознать человека свое несовершенство и вырасти духовно, ощутить радость, счастье и покой.

«НРАВЫ РАСТЕРЯЕВОЙ УЛИЦЫ»
Серия очерков «Нравы Растеряевой улицы» была написана на материале наблюдений за жизнью рабочего предместья Тулы. Писатель с глубоким сочувствием рассказал о жизни городской бедноты — ремесленников, рабочих; вместе с тем писатель продолжил зарисовку убогой жизни чиновников и мещан. Большим достижением автора стали образы мелких буржуазных чиновников, наживавшихся на народной нужде и невежестве.

«РАЗОРЕНЬЕ»
Цикл «Разоренье» (1868-1871) подводил итоги наблюдениям и раздумьям автора над пореформенной Россией. Через повести проходят темы разоблачения «нового порядка», восхваляемого либералами; и растущего стихийного протеста народа против эксплуатации и угнетения. Показывая нарастание протеста в народных массах, Успенский одновременно подчеркивал незрелость и ограниченность этого протеста, острую потребность народа в руководителях, которые помогли бы ему правильно разобраться в настоящем и указали пути борьбы за общественное переустройство. Так появляется в повестях тема интеллигенции, призванной руководить народом.

«НОВЫЕ ВРЕМЕНА, НОВЫЕ ЗАБОТЫ»
Являясь продолжением «Разоренья», цикл «Новые времена, новые заботы» рисует усиливающееся развитие капитализма и его проникновение в деревню, описывает ломку взглядов и привычек, совершающуюся под влиянием этого развития у различных слоев населения, еще опутанных полукрепостническими, патриархальными пережитками. В освещении всех этих проблем Успенский выступает как подлинный писатель-реалист, что позволило ему приблизиться в своем изображении глубоких противоречий пореформенного развития России к Некрасову и Щедрину.

«ТРИ ПИСЬМА»
В рассказе (в лице рассказчика и его друга) противопоставлены два типа интеллигентов-разночинцев 1870-х годов. Если рассказчик, переживший в молодости под влиянием революционного возбуждения «1861 и 1862 года» период увлечения передовыми идеями, кончил службой в провинциальном банке, то его друг (названный в рассказе «иностранцем») сделал живое, конкретное дело для людей, пожертвовал собой для того, чтобы возродить к нормальной, трудовой жизни трех брошенных на произвол судьбы детей…»

«ИЗ ДЕРЕВЕНСКОГО ДНЕВНИКА»
В 1877 году Успенский все лето проводит в селе Сопки, Валдайского уезда, Новгородской губернии, весной следующего года работает в село Сколково. Результатом наблюдений за крестьянской жизнью явился цикл очерков «Из деревенского дневника», в котором писатель смело и правдиво раскрыл противоречия деревенской действительности, показал разложение крестьянской общины, на которую так много надежд возлагали народники, воссоздал картину пореформенного разорения деревни, малоземелья, растущего влияния кулачества.

«КРЕСТЬЯНИН И КРЕСТЬЯНСКИЙ ТРУД»
Последующими главными циклами крестьянских очерков Успенского явились «Крестьянин и крестьянский труд» (1880). В этом произведении писатель все глубже и разностороннее рисует современную деревню, расслоение крестьянства, дает меткие характеристики не только обществу кулаков, но и собственническим устремлениям, индивидуализму крестьянина-труженика.

«ВЛАСТЬ ЗЕМЛИ»
В произведении «Власть земли» Успенский стремится определить основные закономерности крестьянской жизни, быта, крестьянского миросозерцания. Название очерка — крылатое выражение о крестьянском труде и его характере. Начинается очерк с публицистических размышлений о власти земли. Крестьянин зависит от тонкой травиночки, будет ли она расти или погибнет. Расстаться с землей невыносимо тяжело, нравственные качества личности крестьянина напрямую связаны с землей…

«ЖИВЫЕ ЦИФРЫ»
В цикле очерков 1888 года «Живые цифры» ярко запечатлены образы тружеников деревни, продолжающих или цепляться за свой нищенский надел земли, или вынужденных уходить из деревни на заработки в город, на фабрики и заводы, на железные дороги. Очерки явились примером сочетания кропотливого исследования с яркой образностью и тонкого юмора.

«КРЕСТЬЯНСКИЕ ЖЕНЩИНЫ»
Очерк содержит критику народнических теорий, где женщине отводилась только роль матери, которая должна рожать и кормить детей. Успенский требует прежде всего отношения к женщине как к человеку и рядом примеров, почерпнутых из печати и из личных наблюдений, показывает, насколько значительна роль женщины в крестьянском быту, раскрывает большие возможности женщины как умного работника и организатора хозяйства.